undefined
1
ГлавнаяФПБИстория профсоюзного движения БеларусиБелорусский республиканский совет профсоюзов

Белорусский республиканский совет профсоюзов

    Бельский Иосиф Александрович, 1948 – 1958 гг. – Председатель Белорусского республиканского совета профсоюзов

    В ноябре 1948 г. прошла I Республиканская межсоюзная конференция, которая приняла решение об избрании Республиканского совета профсоюзов и возобновлении деятельности Белорусского республиканского совета профсоюзов (Белсовпроф). Председателем президиума Белсовпрофа был избран И.А. Бельский, уполномоченный ВЦСПС по БССР (с сентября 1945 г.), Герой Советского Союза, участник партизанского движения в Беларуси.

    II – IV Республиканские межсоюзные конференции, состоявшиеся в феврале 1951 г., марте 1954 г. и марте 1956 г. соответственно, подвели итоги деятельности профсоюзных организаций по выполнению решений партийных органов и ВЦСПС, рассматривали вопросы улучшения условий труда, материально-бытового и культурного обслуживания рабочих и служащих, принимали организационные решения для коренного улучшения деятельности профсоюзов Беларуси.

    В результате проведенной перестройки в Беларуси к концу 1957 года вместо 22 республиканских комитетов было создано 18 отраслевых комитетов, 20 обкомов профсоюзов были упразднены. Объединение и укрупнение профсоюзов происходило одновременно с упразднением ряда районных, городских, областных и республиканских комитетов. В целом по стране вместо 47 специализированных профсоюзов было создано 23 укрупненных отраслевых профсоюза, а количество республиканских, областных, дорожных и бассейновых комитетов сократилось на 441, городских и районных – на 2747. Штаты профсоюзных органов к концу 1957 года были сокращены примерно на 27%, причем штаты ЦК профсоюзов сократились в 3 раза. Это позволило ликвидировать излишние промежуточные звенья, резко сократить платный аппарат профсоюзов.

    21 – 22 мая 1958 г. – после 22-летнего перерыва – состоялся VIII съезд профсоюзов БССР – первый съезд профсоюзов в послевоенный период. С этого времени была восстановлена практика созыва профсоюзных съездов. Делегаты съезда представляли 1450745 членов профсоюзов. Съезд обратил особое внимание на развитие общественных начал в деятельности профсоюзных организаций, повышение внимания к работе профсоюзных активистов, которых в республике в это время насчитывалось более 350 тыс. человек.

    Макаров Иван Николаевич, 1958 – 1970 гг. – Председатель Белорусского республиканского совета профсоюзов

    В эти годы, участвуя в управлении производством, профсоюзы совершенствовали свои формы экономической работы – из производственных комиссий и ячеек постепенно вырастала система постоянно действующих производственных совещаний (ПДПС). В 1958 году Совет Министров СССР и ВЦСПС утвердили Положение о ПДПС, а Президиум Верховного Совета СССР – Положение о правах фабричного, заводского, местного комитетов профсоюза. Это значительно расширило и укрепило правовые основы деятельности профсоюзов, одновременно закрепив их широкие права по участию в управлении производством, регулировании социально-трудовых вопросов.

    На работу в профсоюзы были рекомендованы опытные партийные работники, пользовавшиеся авторитетом и доверием у коммунистов и беспартийных. Председателем Белсовпрофа в 1958 году был избран видный работник партии, еще до войны возглавлявший один из обкомов КПБ, И.Н. Макаров – человек высокой культуры, ответственно подходивший к решению всех проблем, в то же время человечный, способный понять и поддержать своих сотрудников. Он пользовался большим авторитетом и внес значительный вклад в повышение роли профсоюзов.

    Полозов Николай Никифорович, 1970 – 1986 гг. – Председатель Белорусского республиканского совета профсоюзов

    Через 12 лет его сменил Н.Н. Полозов (с 1970 по 1986 годы являлся председателем Белсовпрофа), который отличался большой работоспособностью, повышенным чувством справедливости и гуманизмом.

    Секретарями Белсовпрофа в 60 – 80-е годы работали В.И. Иванов (в 1970 году был переведен на работу в аппарат ВЦСПС), С.А. Аржавкин (в 1982 году также был переведен на работу в аппарат ВЦСПС), А.П. Обухович (в 1960 – 1985 годах – секретарь Белсовпрофа по международной работе), Д.И. Марач (в 1982 – 1990 годах – секретарь Белсовпрофа, 1990 – 1993 – заместитель председателя ФПБ, 1993 – 1994 годах – заместитель председателя Госкомитета по труду и социальной защите населения Республики Беларусь, 1994 – 2000 годах – заместитель Министра труда – председатель Комитета по миграции), которые зарекомендовали себя хорошими организаторами, умелыми и требовательными руководителями, постоянно проявлявшими инициативу и принципиальность в постановке и решении вопросов, связанных с деятельностью профсоюзных органов и организаций, пользующихся огромным авторитетом среди членов профсоюзов.

    Укрепление руководства профорганов шло на всех уровнях. Так, в Минской области на работу в профсоюзы в 1957 – 1958 годы было рекомендовано более 500 коммунистов. Многие из этого партийного призыва затем выросли в крупных партийных и государственных деятелей.

    Положительным оказалось то, что тезис Коммунистической партии о возрастании роли профсоюзов в жизни общества не оказался идеологической декларацией.

    В послевоенный период профессиональные союзы являлись соответствующим элементом политической системы государства, что получило конституционное закрепление. Конституция СССР представляла профсоюзам наряду с другими общественными организациями право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

    В СССР в соответствии с действовавшим законодательством, Уставом профессиональных союзов, который являлся нормативным актом, функционировали общесоюзные отраслевые профсоюзы. Однако приоритет в управлении, координации деятельности профсоюзов был отдан межсоюзным органам – ВЦСПС, республиканским, областным советам профсоюзов.

    На профсоюзные организации Беларуси (как и в других союзных республиках) партией было возложено осуществление следующих основных функций: вовлечение рабочих и служащих в управление производством, развитие их трудовой активности в сфере экономики, прежде всего через социалистическое соревнование; защита интересов трудящихся, забота о повышении их жизненного уровня и улучшении условий труда, быта и отдыха членов профсоюзов; контроль за соблюдением трудового законодательства и выполнением коллективных договоров; содействие поднятию культурного уровня трудящихся, воспитание их в духе коммунистической сознательности и целеустремленности; укрепление международного сотрудничества и солидарности с трудящимися и профсоюзами других стран.

    Профсоюзы были наделены определенными полномочиями по формированию таких органов государства, как Советы народных депутатов, органы государственного управления, судебные органы. Им были предоставлены широкие права на участие в избирательных кампаниях. Профсоюзы Беларуси были наделены такими широкими правами, как право законодательной инициативы, участие в планировании развития народного хозяйства, установления условий труда и размера заработной платы, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, контроль за жилищно-бытовым обслуживанием рабочих и служащих. Профсоюзы также управляли государственным социальным страхованием, находящимися в их ведении санаториями, профилакториями, домами отдыха, культурно-просветительскими, туристическими и спортивными учреждениями. При этом государство приняло на себя обязанность охранять права и интересы профсоюзов.

    Организационная структура профсоюзов соответствовала отраслевому характеру государственного управления хозяйственным и социально-культурным строительством, национально-государственному устройству СССР и административно-территориальному делению БССР.

    Реализуя право контроля работы органов государственного управления в сфере производства, труда, быта и культуры, профсоюзы привлекали тысячи трудящихся в различные общественные комиссии, инспекции и группы, которые создавались при профсоюзных комитетах всех уровней и действовали на основе положений, утвержденных ВЦСПС.

    В 60-е – первую половину 80-х годов на всех своих съездах – IX (28 – 29 марта 1960 г.), X (20 – 21 февраля 1962 г.), XI (10 – 11 октября 1963 г.), XII (24 – 25 января 1968 г.), XIII (1 – 2 марта 1972 г.), XIV (3 – 4 марта 1977 г.), XV (2 – 3 февраля 1982 г.) – профсоюзы Беларуси декларировали основные направления своей деятельности как неизменные с учетом определенных корректировок, устанавливаемых решениями Коммунистической партии Советского Союза и Компартии БССР.

    Профсоюзные органы и организации всех уровней в эти годы постоянно совершенствовали организацию соревнования по досрочному выполнению планов развития страны, достойной встречи юбилейных дат СССР и БССР. Дополнительно были развернуты соревнования за коммунистический труд, экономию сырья и материалов, за ускорение темпов научно-технического прогресса и т.д. Только в 1968 году в республике насчитывалось соревнующихся индивидуально и в бригадах 2287946 человек, или 87,3% к общему числу работающих.

    Уже в первые послевоенные годы профсоюзы Беларуси, являясь составной частью профсоюзов СССР, участвовали в работе Всемирной федерации профсоюзов (ВФП), созданной на Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже в сентябре – октябре 1945 г. и объединявшей в своих рядах 140 млн. членов профсоюзов капиталистических стран, стран социалистической ориентации и освободившихся от колониальной зависимости стран.

    Представители белорусских профсоюзов постоянно и активно взаимодействовали с ВФП. Голос белорусских профсоюзов слышался и в ЮНЕСКО, и в Международной организации труда (МОТ). В работе этих влиятельных международных организаций были представлены не только официальные профсоюзные работники, но и профсоюзные активисты. Уже на первых конференциях и сессиях МОТ белорусские делегаты призывали мировую общественность к совместным действиям в пользу разоружения и прекращения испытаний ядерного оружия, связывая эти цели с задачами МОТ по повышению жизненного уровня населения, улучшению условий труда. Представители профсоюзов Беларуси ставили вопрос о прекращении дискриминации в области труда, социального обеспечения работающих и свободы профсоюзной деятельности во всех странах мира.

    Вручение переходящего Красного знамени ЦК Коммунистической партии Белоруссии, Совета Министров БССР, Белсовпрофа и ЦК ЛКСМБ, присуждаемого предприятиям, обеспечившим наибольший удельный вес выпуска продукции со Знаком качества. 1976 год

    Начавшаяся во второй половине 80-х годов экономическая реформа предусматривала не только перестройку управления экономикой, перевод предприятий на условия полного хозрасчета и самофинансирования, новые методы централизованного руководства, но и активизацию человеческого фактора, т.е. реальное вовлечение трудящихся в управление предприятием. Объективно происходило изменение роли и места профсоюзов в обществе. С началом перестройки у профсоюзов появилась реальная возможность проведения внутренних глубоких реформ. Прежде всего они требовали решительного обновления форм и методов работы профсоюзов, их активного участия в проводимых преобразованиях. Перед профсоюзами на первый план выдвигалась проблема необходимости преодоления бюрократизма и отрыва от масс, четкого определения их роли в обществе, повышения самостоятельности и независимости.

    В 1988 году решением Белсовпрофа были упразднены 4 республиканских отраслевых комитета: автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения и приборостроения, тяжелого машиностроения и работников рыбного хозяйства. В отраслевых профсоюзах текстильной и легкой промышленности, химической и нефтехимической, электронной и электротехнической промышленности, связи были ликвидированы 23 областных комитета; в профсоюзах работников торговли и потребкооперации, культуры, медицины, работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий – 425 районных и городских комитетов. Вместо них сформированы профкомы производственных объединений, а в ряде мест ввели ответственных организаторов союзных центральных комитетов отраслевых комитетов. Численность освобожденных работников во всех звеньях республиканской профсоюзной организации в 1988 году сократилась на 25%. Это дало ощутимую экономию денежных средств, позволило направить их на укрепление материальной базы профсоюзных культпросветучреждений и других подразделений, но по существу не повлияло на развитие инициативы в деятельности профсоюзных организаций. Более того, с работы ушло много опытных, грамотных, инициативных людей.

    В этот период в структуре Белсовпрофа функционировало 6 областных советов профсоюзов, 23 республиканских, 79 областных, 796 городских и районных комитетов, 22146 профкомов и 20658 цехкомов, около 168 тыс. профгрупп. В них состояло 5,4 млн. членов профсоюзов.

    Наиболее многочисленными были республиканские организации профсоюзов: работников сельского хозяйства – 1490081 член профсоюза, местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий – 349423, государственной торговли и потребкооперации – 338202, автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения – 210424, строительства и промышленности строительных материалов – 286242 члена профсоюза. Из 23 республиканских профсоюзных организаций 17 имели численность свыше 100 тыс. членов профсоюзов, 7 – свыше 200 тыс. членов.

    Свою защитную функцию по отношению к трудящимся профсоюзы осуществляли особенно в первичном звене, через коллективный договор (колдоговор). В 1985 – 1990 годах его значение все более возрастало. Трудовой коллектив имел право оценивать работу администрации и профсоюзного комитета по реализации включенных в договор двусторонних обязательств, добиваясь привлечения к ответственности лиц, нарушающих эти обязательства. Практически все комитеты и советы профсоюзов республики постоянно контролировали и ежегодно подводили итоги выполнения коллективно-договорных обязательств.

    1