undefined
1
Актуально
Погода
+7Облачно
Утро+4°
День+10°
Вечер+7°
Курсы валют19.1020.10
1 USD
1 EUR
100 RUB
1,9281,927
2,2962,292
3,3103,321

Школьные перемены: чего ждать детям и родителям в новом учебном году?

Грядущий учебный год обещает ряд изменений. Новые учебники, новые программы, сокращенные перемены. Но, как говорится, не узнаешь, пока не попробуешь. Еще перед стартом школьного сезона эти новшества вызывают немало вопросов у учеников и их родителей. За ответами на самые волнующие из них портал 1prof.by обратился в Министерство образования. 

С нового учебного года в белорусских школах сократят перемены. Насколько это оправданно? Ведь детям, особенно в младших классах, трудно высидеть 45 минут урока. А теперь еще и времени для отдыха станет меньше…

Продолжительность перерывов в школах при организации образовательного процесса определена Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения. В 2017 году в СанПиН были внесены изменения и дополнения, в том числе насчет продолжительности перерывов. Теперь на 5 минут можно сократить  перемены для организации горячего питания и на столько же —  между I и II сменами.

В новом учебном году, как и в предыдущем, во 2–11-х классах перерывы должны быть не менее 10 минут между занятиями, а также как минимум два перерыва не менее 15 минут каждый для похода в столовую. Как и ранее, для  первоклассников продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 20 минут.

Таким образом изменения никак не отразятся на работоспособности учащихся во время уроков. Перерыв между сменами не связан с организацией образовательного процесса, а необходим для подготовки классных помещений к проведению занятий. С учетом количества учеников и мест в столовой число перерывов для обедов может быть увеличено.

Чего стоит ждать от новых учебных программ? Не скажется ли сокращение некоторых из них на общем уровне знаний ребенком предмета? Надо же учитывать, что в будущем его ждет ЦТ.

В 2015 году началось обновление содержания общего среднего образования, в рамках которого были разработаны новые учебные программы по всем предметам. Процесс их внедрения шел поэтапно. В нынешнем году Министерство образования дополнительно проанализировало учебные программы. Этим занимались рабочие группы, в состав которых вошли методисты, преподаватели вузов, учителя-практики учреждений общего среднего образования. В результате были внесены изменения и дополнения в учебные программы. При корректировке содержания учитывались полнота и последовательность материала, целесообразность его изучения в конкретном классе, межпредметные связи и т.д.

Новые учебные программы учитывают новейшие достижения науки в различных областях и имеют практико-ориентированную направленность. В 10–11-х классах изучение проходит на базовом и повышенном уровнях, в том числе с учетом предметов, которые школьники планируют сдавать на централизованном тестировании.

Принято решение, что домашних заданий станет меньше. Какое их количество в день определено?

Количество домашних заданий в новом учебном году не изменится в сравнении с предыдущими. Ведь осталось прежним число предметов, по которым их задают.

СанПиН установлено время, которое ученик должен тратить на выполнение домашней работы. Так, во 2-м классе эти задания необходимо делать не более чем за 1,2 часа, 3–4-х классах — 1,5 часа, 5–6-х классах — за 2 часа, в 7–8-х классах — 2,5 часа, в 9–11-х классах — 3 часа. Данные нормы действуют на протяжении нескольких лет и не являются чем-то новым.

Перед началом учебного года учителям рекомендовано обратить внимание не только на время выполнения домашнего задания, но и на его объем. Особый акцент сделан на том, что к работе дома может предлагаться только материал, освоенный на уроке. Чтобы избежать перегрузки учеников, необходимо также объяснять содержание домашнего задания, порядок и приемы его выполнения. Самостоятельное выполнение заданий повышенного уровня сложности можно предлагать по желанию учащихся.

Теперь в школах должно быть не больше одной контрольной в день. Кто будет следить за этим?

Требования к количеству контрольных работ установлены СанПиН. Согласно документу, они должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным директором школы, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Запрещено проводить контроль в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях.

Соответствующий график с учетом СанПиН утверждает администрация школы в начале учебного года. При этом основная задача руководства — обеспечить его выполнение.

Вопрос по поводу новых учебников: станут ли они легче по весу, как обсуждалось ранее? Больше иллюстративного материала будет во всех учебниках или только для младших и средних классов? Как на практике предлагается использовать электронные учебники?

Одна из наиболее существенных отличительных особенностей новых учебных пособий для белорусских школьников – их практико-ориентированность. Материал излагается более доступно, используются разные формы подачи информации. Ведь ученики должны не только черпать знания из текстов, но и уметь читать графики, диаграммы, таблицы.

Еще одна особенность: в новых учебниках больше задач и упражнений с белорусским контекстом, в которых задействована информация об исторических и природных достопримечательностях республики, достижениях спортсменов, белорусского машиностроения и т.д.

Особое внимание при разработке уделяется оформлению и совершенствованию иллюстративного ряда. Новые издания имеют навигационный аппарат и ссылки на дополнительные материалы, в том числе и электронные. Эти версии учебных пособий можно найти на национальном образовательном портале. Но как их использовать на практике, определит учитель в зависимости от конкретного класса и технической оснащенности кабинета.

Что касается веса учебников, то еще в 2015 году в Беларуси принят новый гигиенический норматив. Согласно его требованиям, масса пособий для 1-го класса уменьшилась с 300 до 250 граммов, в 8–10-х классах — с 500 до 450, а в 11-м классе — с 600 до 500 граммов.

Как известно, в шестой школьный день организуются занятия по профориентации, факультативы, научно-практические конференции. А в чем заключается смысл консультаций с родителями, которые также предлагается проводить в субботу? Могут ли детей обязывать посещать школу в шестой день?

Планирование работы школ в субботу должно основываться на результатах тщательного изучения потребностей и запросов всех участников образовательного процесса. В частности, могут проводиться консультации учителей. Как правило, у родителей в субботу выходной, поэтому они могут встретиться с тем или иным педагогом, чтобы обсудить вопросы обучения и воспитания их ребенка.

Напомним, каждая школа сама регулирует и устанавливает план занятий и консультаций в субботу. Свободный от уроков шестой день должен максимально использоваться для индивидуальной работы с учениками по индивидуальным запросам. Это могут быть как занятия по преодолению отставания по тем или иным предметам, так и системные (например, факультативы в 9–11-х классах). Также проводятся спортивно-массовые, внеклассные и внешкольные  мероприятия. Суббота может использоваться и для коррекционно-реабилитационной  работы с  детьми и подростками, имеющими  проблемы физического, психического или интеллектуального развития.

Посещение мероприятий шестого школьного дня для учащихся необязательное.

Недавно были пересмотрены нормы школьного питания. В частности, в буфетах стало меньше шоколада, конфет, печенья. Какого результата стоит ожидать после введения таких изменений?

В качестве предупредительной меры развития у детей и подростков ожирения и, как следствие, сахарного диабета в школьных буфетах ограничили продажу сосисок в тесте, пиццы, смаженок, шоколада, конфет и т.д.

В то же время специалисты отмечают, что проблемы с пищеварением не связаны с питанием в школе. Ведь, во-первых, при приготовлении блюд в столовых не используются комбижиры, консервированные продукты, копчености, острые соусы и т.фд. Во-вторых, существует вариативное питание, когда ребенок может выбирать, что он будет есть сегодня на обед. Кроме того, нужно учитывать введенные ограничения. А вот  фаст-фуд и другие продукты с повышенным содержанием жира, соли и сахара школьники в основном употребляют после уроков или дома.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Темы: школьная реформа

Читайте также