undefined
1
Актуально
Погода
+1Облачно
Утро+1°
День+4°
Вечер+5°
Курсы валют12.1213.12
1 USD
1 EUR
100 RUB
2,0122,011
2,3872,397
3,4353,435

Куратор галереи «Арт-Беларусь»: «Всё началось с фразы, что белорусам уже поздно что-либо собирать»

«Арт-Беларусь» – инициированный Белгазпромбанком национальный историко-культурологический проект, который осуществляется на принципах частно-государственного партнерства. Его главная цель – предоставить белорусам возможность осознать глубину родной культуры, ее значение в мировом контексте, открыть неизвестные страницы белорусской истории. Часть и основа проекта «Арт-Беларусь» – галерея Белгазпромбанка, где сегодня можно увидеть шедевры Шагала, Сутина, Цадкина, Заборова и других белорусских творцов. О том, с чего началась коллекция, корреспондент 1prof.by побеседовала с ее куратором Александром Зименко.

Как вообще появилась идея создания корпоративной коллекции?

– Это мировая практика. Ее законодателем можно назвать DeutscheBank, коллекция которого насчитывает несколько тысяч произведений. Наши акционеры – Газпромбанк собирают шедевры русского искусства. В нашей стране это первый такого рода проект, который начался с формирования корпоративной коллекции и достаточно быстро перерос в самостоятельный.

Расскажите, как вы подходили к выбору предметов искусства.

– Все началось со случайно произнесенной фразы: «Белорусам уже поздно что-либо собирать». Председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико решил доказать, что это не так. Достаточно быстро мы пришли к мысли, что будем собирать произведения авторов, родившихся в пределах современной Беларуси. Нашей целью было вернуть в страну те имена, которых нет в коллекциях государственных музеев, к примеру, Сутина и Шагала, а также представить неизвестных белорусам художников – таких, как Бакст, которого многие знают как сценографа, но не как живописца.

Какой экспонат вы приобрели первым?

– Дело в том, что мы сразу купили более 30 произведений, что стало правильным решением: так мы сформировали ядро коллекции и начали активно привлекать людей. Как раз в 2011 году прошла первая выставка «Художники Парижской школы из Беларуси». Чуть позже в нашей коллекции появились шедевры Сутина, Шагала, Цадкина.

Насколько просто было купить картины Шагала?

– Что касается Шагала, то его работ на рынке достаточно много. Сейчас у нас неплохая подборка его картин, начиная с ранних – «Лунатик» (1911-1912 гг.) и более поздних – «Влюбленные» (1980-е годы).

Интересно, а какое произведение искусства потребовало наибольших сил в приобретении?

– Непростые моменты связаны почти со всеми скульптурами, картинами и графическими работами. Но хотелось бы отметить книгу Франциска Скорины, которую мы приобрели к 500-летию книгопечатания в Беларуси. Это приобретение немного нетипично для нашей коллекции, но мы не смогли пройти мимо такой даты. Виктор Бабарико подчеркнул, что человек, который продавал это произведение, был прежде всего патриотом, желавшим возвращения книги на Родину.

Трудности физического характера возникли у нас со скульптурами Осипа Цадкина. Одну из них пришлось везти из Нью-Йорка, а она – 3-метровая и весит более 200 тонн.

Скульптуры можно будет увидеть за пределами галереи?

– Тот самый 3-метровый «Носитель даров» Цадкина будет установлен в Минске. Кстати, такая же скульптура есть и в Париже, недалеко от набережной Сены. А в Витебск мы повезем очень символичную работу под названием «Возвращение блудного сына». Осип Цадкин родился в Витебске, и это будет первая его скульптура, установленная в родном городе.

Сложно ли приобрести работы Сутина?

– На аукционах его картины предлагают меньше. Видно, что за последние несколько лет спрос на Сутина значительно вырос. Мы рады, что в нашей коллекции есть работа «Ева», которая очень точно передает его уникальную манеру письма. За «Еву» были долгие торги. На них присутствовал сам председатель правления Белгазпромбанка, и он смог в последний момент предложить цену, которая перебила его оппонента.

Экспозиция в галерее будет периодически меняться. От чего это зависит?

– К примеру, «Малая падарожная кніжка» будет участвовать в международном выставочном проекте: мы повезем ее по городам, которые так или иначе связаны с жизнью Скорины. Сейчас в галерее представлено чуть меньше половины из того, что есть в нашей коллекции. Естественно, для первой экспозиции мы выбрали самое-самое, но в дальнейшем планируем проводить и тематические выставки. 

Не так давно мы приобрели так называемую «Радзивилловскую карту Великого княжества Литовского» 1631 года, которой нигде нет в открытом доступе. А мы сможем показать ее людям, чтобы они оценили реальный размер территории ВКЛ. Нам важно, чтобы галерея была интересна. Есть даже идея посмотреть к концу года, возле каких работ делали больше всего селфи, и по итогам представить выставку «Глас народа».

Ваши дальнейшие планы на приобретение…

– Недавно разговаривали о том, что первый букварь появился именно на территории Беларуси. И было бы большой удачей его приобрести. Не могу сказать, что у нас есть четкий список, где указано, что мы планируем купить. Но есть авторы, чьих работ в нашей стране практически нет. Мы сотрудничаем и с аукционами, и с частными коллекционерами, которые предлагают нам работы. Сейчас собранные нами экспонаты концентрируются в основном на рубеже XIX-XX веков. А в идеале мы хотим свою коллекцию видеть на уровне «Десять веков искусства Беларуси».

Живопись требует специальных условий хранения. Они учтены при создании галереи?

– Конечно. Совместно с администрацией Дворца искусств на протяжении полугода данное помещение приводили в порядок: заменили пол, выровняли стены, поменяли отопление, установили 4 кондиционера, приобрели специальный музейный увлажнитель. На сегодняшний день я смело могу сказать, что эта площадка – лучшая из выставочных, которые есть в Беларуси. Здесь обеспечивается достаточно жесткий температурно-влажностный режим и условия представления экспозиции, специальный свет, система безопасности. В дальнейшем мы готовы проводить и показывать международные выставки.

Сколько посетителей вы рассчитываете видеть в галерее?

– В рамках «Осеннего салона с Белгазпромбанком» нас посещали 280 человек в день. Если бы мы вышли приблизительно на такие цифры, было бы очень хорошо.

Инна КОРСАК

Фото Юлии КИРЕЙЧИК и с сайта «Арт-Беларусь»

Темы: искусство, галерея, Арт-Беларусь

Читайте также