Почему на одной иконе может встретиться монах из V века с князем из VIII
Пасха — один из главных христианских праздников. После самого радостного дня — Воскресения — верующих ждет Светлая Седмица, на протяжении которой они стремятся очистить себя и приобщиться к духовному. Часто именно в это время даже далекие от религии люди начинают проявлять к ней интерес. При этом у многих из нас существует целый ряд стереотипов относительно церкви и ее традиций.
В Церковно-историческом музее при Минской духовной академии проводятся экскурсии, развенчивающие мифы о церкви. Здесь в трех залах представлена история Православной Церкви на землях Беларуси, и, если попасть сюда, — экскурсовод кардинально изменит ваши взгляды на многие вещи. Давайте же пройдем по музею и узнаем несколько необычных моментов из истории церкви.
Икона — место встречи людей, которые жили в разных веках
В Синем зале Церковно-исторического музея можно вдоволь насладиться церковным искусством. При этом экскурсовод знакомит нас не только с былыми обрядами и традициями белорусов, но и напоминает о главном в церковном искусстве — о замысле заказчика.
“В прежние времена перед важным событием люди в первую очередь просили мастера написать икону. Иконописец — это лишь тот, кто умеет пользоваться инструментом. Главным в церковном искусстве является заказчик, а заказанная икона отражает его характер и эрудированность,” — отмечает заведующая музеем Мария Нецветаева. Также она отмечает: “На иконе могут разговаривать люди, которые не могли встретиться. В житии князя Владимира мы читаем о том, что к нему пришел проповедовать Кирилл Философ — брат Мефодия. Но он жил в IX веке, а князь Владимир — в Х веке. Тем не менее, на иконе они встречаются, разговаривают, и после этого князь Владимир принимает христианство того обряда, который проповедует Кирилл. Естественно, исторически этого никогда не было, но ни икона, ни житие не являются историческими памятниками. В них доминирует содержание. Поэтому тот труд, который начали Кирилл и Мефодий по переводу богослужений на понятный язык, повлияет на тот выбор, который сделает Владимир через столетие. Так что важно понимать, что на иконе и в житие время идет неисторично”.
Ефросинья Полоцкая — изобретатель кокошника
Не секрет, что нынешний Софийский собор мы видим в том виде, в котором его можно было представить по разным источникам, однако в Беларуси сохранилась своя маленькая жемчужина. Речь о Спасо-преображенском храме, который находится на территории Спасо-Ефросиньевского монастыря.
“Под двухскатной крышей видна закомара. В Софийском соборе она полукруглая, а в Спасо-Преображенском храме — трехлопостная с заострением, то есть мы видим кокошник. Так что оказывается, что Ефросинья Полоцкая изобрела кокошник, ведь это первый храм с кокошником.
Кокошь — это курочка, которая под свои крылья собирает птенцов. Вот откуда такая форма и заострения. Также данный храм очень важен для нас росписями, которые сохранились с XII века”, — поясняет экскурсовод.
Храм джедаев — это монастырь в честь Архангела Михаила
Во время рассказа о христианской архитектуре заведующая музеем приводила действительно яркие примеры. Так, мало кто знает, что Храм джедаев в последних Звездных войнах — это на самом деле монастырь в честь Архангела Михаила VI века.
“Там нет ни намека на то,что это церковная постройка. Она выглядит, как оборонная, но это типовая постройка для храма Архангела Михаила. Логика у таких сооружений была очень простая: люди отдавали богу все самое лучшее. Они возводили постройку для него из камня, а сами жили в деревянных домах. На первом этаже таких храмов могли молиться, а на втором — вести оборону. В щипцах сохранились ниши от стропил, и видно, что там можно было устроить четыре этажа для хранения боеприпасов. Арочки под крышей нужны для ведения обороны ближнего боя, бойницы для ведения дальнего боя. Четыре башни позволяли пользоваться правилом замка — если не завоевана одна башня, то не завоеван весь замок. Таких построек VI-XIV веков по Европе огромное количество”.
Гонения XX века
Если пройти в Красный зал музея, то по фотоснимкам можно понять, что он посвящен истории церкви в ХХ веке. Оказывается, за это столетие русская православная церковь дала больше мучеников, чем за все предыдущие XIX веков христианства. И это только если говорить о прославленных святых. Представленная в музее коллекция предметов олицетворяет подвиг мученичества в период гонений на церковь.
“Русская православная церковь отдала 9 миллионов золотом на борьбу с голодомором”, — отметила Мария Нецветаева.
Зеленый зал музея состоит из собрания материалов о жизни человека, с которым связывают возрождение жизни церкви в Беларуси. В нем можно узнать множество интересных фактов о митрополите Филарете (Вахромееве).
Экскурсия в Церковно-исторический музей при Минской духовной академии помогает пересмотреть свои взгляды на многие вещи, так что если вы не знаете, как с пользой провести Светлую Седмицу — то поход сюда станет хорошим вариантом.
Кристина СМОЛЬЯНОВА
Фото автора