Наверх

Минчанин-пианист открыл частную музыкальную школу и развивает уникальное для страны направление – музыкотерапию

17 февраля 2023

С Артемом Шаплыко мы встретились в рабочем кабинете. Видно, что за компьютерным столом в окружении документов ему, солисту филармонии, комфортно не меньше, чем за роялем. Но так было не всегда. Пианист решился на свое дело 7 лет назад, не имея ни экономического образования, ни хотя бы примерного представления, как все правильно оформить. И уж тем более – как не потерять вложенные деньги.

– Когда в первый раз встречался с бухгалтером, она спросила меня: «Артем, у вас есть бизнес-план?» И, видя мое удивленное лицо, все поняла: «Не волнуйтесь, считать буду я, ваше дело – музыка», – вспоминает мой собеседник.

За фортепиано в 85

Прозвучало убедительно, но, разумеется, Артему пришлось вникать во всю «кухню»: изучать Кодекс об образовании, особенности налогообложения, санитарные нормы и многое другое. Тогда же молодой человек четко для себя определил: заработок – хорошо и важно, но он не в приоритете. Главное – влюбить в музыку как можно больше людей. Поэтому и регистрировал не «ОАО», а «Учреждение дополнительного образования детей и молодежи». В переводе с юридического это значит, что все дивиденды идут исключительно на нужды школы.

Записаться на занятия может любой желающий. Возраст в этом деле играет последнюю роль – среди учеников есть 75-летняя скрипачка и 85-летняя пианистка. Обе начинали осваивать инструмент фактически с азов. Но было желание – и дело пошло.

Артем Шаплыко уверяет: мнение, будто взрослым научиться играть сложнее, – ошибочное. Напротив, они более осознанно подходят к делу, у них есть мотивация. Единственное, что стопорит процесс, – их жизненный опыт, знания и желание поспорить с педагогом.

Однако Артем предупреждает: только горящих глаз и большого «хочу» недостаточно. Не стоит вестись на рекламу разных студий в соцсетях, обещающих «за несколько уроков научить играть легко и непринужденно». Легко не будет. И быстро – не получится.

– Как-то к нам пришел парень с запросом за два месяца с нуля научиться исполнять на фортепиано «Полет шмеля» (произведение с предельно быстрым темпом. – Прим. авт.). А это все равно, что дать одному строителю лопатку и кирпичи и попросить за месяц возвести небоскреб. Даже если он не будет ни спать, ни есть, нипочем не справится с заданием. Тогда он у меня спросил: «О’кей, если не за два месяца, то за сколько?» Но и на этот вопрос я не смог дать ответ, который бы его устроил. Ведь все зависит от возможности рук и связок, от времени, сколько человек может уделять игре на инструменте, от темперамента, в конце концов. Любой срок, который я бы ему назвал, оказался бы ложью. Парень не стал нашим студентом, но мы готовы отказывать таким клиентам. Репутация дороже.

Вместо караоке – филармония

Но подобные персонажи – скорее исключение. В школу записываются те, кому в свое время не повезло с педагогом, а слово «музыкалка» вызывало ужас и желание подхватить грипп. Артем рассказывает, что взрослые женщины, уже мамы, с опаской спрашивают его: не бьют ли педагоги по рукам? И радуются, как дети, получая отрицательный ответ. Другие идут за новыми навыками: кто-то всю жизнь мечтал подружиться с фортепиано или гитарой, а кто-то – освоить орган или укулеле. Но и первые, и вторые понимают: музыка, как ничто другое, развивает мозг. Проще говоря, отрыв на барабанах в свое удовольствие может привести к карьерному росту на работе.

– Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям учеников, но при этом базируемся на классической системе образования, на разработанных методиках и программах, – отмечает Артем. – То есть не заставляем учить произведения Баха, если он не по душе студенту, но все же настаиваем: чтобы сыграть то, что вы хотите, надо развивать технику. А для этого необходимо практиковать упражнения Ганона, гаммы, этюды. То же касается пения. Порой к нам записываются для того, чтобы блистать в караоке. Но прежде, чем разучивать современные хиты, мы предлагаем поставить голос, научиться правильно дышать. В конечном счете приходим к тому, что ученики готовы выступить не в баре, а на сцене филармонии во время наших отчетных концертов. Есть особый восторг наблюдать за тем, как взрослый человек волнуется за кулисами перед своим номером, а после него выглядит невероятно счастливым.

Мелодия здоровья

Игра на инструменте приносит огромную пользу. Но не меньшую – прослушивание музыки. Несколько лет назад Артем начал развивать уникальное для страны направление – музыкотерапию. Новый формат полюбился белорусам.

– Прослушивание спокойных, несложных для восприятия классических произведений – это и есть музыкотерапия, но мы пошли дальше и добавили разного рода звукотерапевтические инструменты – колокольчики, поющие чаши, чакрофоны, караталы. Сразу опережу частые вопросы про «шаманство»: мы не «чистим ауры», не вводим людей в транс и не занимаемся гипнозом. Мы относимся к этим инструментам исключительно как к способу получить звук, который успокаивает, переключает нас с будничных тревог, – объясняет Артем.

Прослушивание классической музыки улучшает когнитивные функции: развивает языковые навыки и память, повышает концентрацию, а также просто вызывает положительные эмоции, успокаивает и поднимает настроение.

Но чтобы составить концертную релакс-программу, недостаточно просто включить в нее известные произведения Моцарта, Бетховена или Шуберта. Собеседник утверждает: для большего эффекта музыка должна звучать в определенной последовательности, при этом не меньшее значение имеют паузы между композициями и интерлюдии. При подготовке последней масштабной программы, которая пройдет по городам страны в ближайшее время, пианист использовал принцип «золотого сечения». Это такое отношение частей к целому, когда большая часть относится к меньшей так же, как целая к большей. Такая музыка наилучшим образом воспринимается человеком на подсознательном уровне и позволяет достичь гармонии прежде всего с самим собой.

– Мы просчитали чуть ли не до секунд, где должна быть кульминация не только во всем концерте, но и в каждом отделении, в каждом произведении и даже – в каждой интерлюдии. Это было непросто, но результат того стоил, – заверяет пианист.

Музыкотерапия хороша еще и тем, что доступна для восприятия даже неподготовленному слушателю. Желания пересчитывать лампочки и зрителей точно не возникнет. А вот посетить еще один концерт классической музыки – вполне.

Юлия КУЛИК

Фото из архива Артема ШАПЛЫКО

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости