Минчанин-пианист открыл частную музыкальную школу и развивает уникальное для страны направление – музыкотерапию
С Артемом Шаплыко мы встретились в рабочем кабинете. Видно, что за компьютерным столом в окружении документов ему, солисту филармонии, комфортно не меньше, чем за роялем. Но так было не всегда. Пианист решился на свое дело 7 лет назад, не имея ни экономического образования, ни хотя бы примерного представления, как все правильно оформить. И уж тем более – как не потерять вложенные деньги.
– Когда в первый раз встречался с бухгалтером, она спросила меня: «Артем, у вас есть бизнес-план?» И, видя мое удивленное лицо, все поняла: «Не волнуйтесь, считать буду я, ваше дело – музыка», – вспоминает мой собеседник.
За фортепиано в 85
Прозвучало убедительно, но, разумеется, Артему пришлось вникать во всю «кухню»: изучать Кодекс об образовании, особенности налогообложения, санитарные нормы и многое другое. Тогда же молодой человек четко для себя определил: заработок – хорошо и важно, но он не в приоритете. Главное – влюбить в музыку как можно больше людей. Поэтому и регистрировал не «ОАО», а «Учреждение дополнительного образования детей и молодежи». В переводе с юридического это значит, что все дивиденды идут исключительно на нужды школы.
Записаться на занятия может любой желающий. Возраст в этом деле играет последнюю роль – среди учеников есть 75-летняя скрипачка и 85-летняя пианистка. Обе начинали осваивать инструмент фактически с азов. Но было желание – и дело пошло.
Однако Артем предупреждает: только горящих глаз и большого «хочу» недостаточно. Не стоит вестись на рекламу разных студий в соцсетях, обещающих «за несколько уроков научить играть легко и непринужденно». Легко не будет. И быстро – не получится.
– Как-то к нам пришел парень с запросом за два месяца с нуля научиться исполнять на фортепиано «Полет шмеля» (произведение с предельно быстрым темпом. – Прим. авт.). А это все равно, что дать одному строителю лопатку и кирпичи и попросить за месяц возвести небоскреб. Даже если он не будет ни спать, ни есть, нипочем не справится с заданием. Тогда он у меня спросил: «О’кей, если не за два месяца, то за сколько?» Но и на этот вопрос я не смог дать ответ, который бы его устроил. Ведь все зависит от возможности рук и связок, от времени, сколько человек может уделять игре на инструменте, от темперамента, в конце концов. Любой срок, который я бы ему назвал, оказался бы ложью. Парень не стал нашим студентом, но мы готовы отказывать таким клиентам. Репутация дороже.
Вместо караоке – филармония
Но подобные персонажи – скорее исключение. В школу записываются те, кому в свое время не повезло с педагогом, а слово «музыкалка» вызывало ужас и желание подхватить грипп. Артем рассказывает, что взрослые женщины, уже мамы, с опаской спрашивают его: не бьют ли педагоги по рукам? И радуются, как дети, получая отрицательный ответ. Другие идут за новыми навыками: кто-то всю жизнь мечтал подружиться с фортепиано или гитарой, а кто-то – освоить орган или укулеле. Но и первые, и вторые понимают: музыка, как ничто другое, развивает мозг. Проще говоря, отрыв на барабанах в свое удовольствие может привести к карьерному росту на работе.
– Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям учеников, но при этом базируемся на классической системе образования, на разработанных методиках и программах, – отмечает Артем. – То есть не заставляем учить произведения Баха, если он не по душе студенту, но все же настаиваем: чтобы сыграть то, что вы хотите, надо развивать технику. А для этого необходимо практиковать упражнения Ганона, гаммы, этюды. То же касается пения. Порой к нам записываются для того, чтобы блистать в караоке. Но прежде, чем разучивать современные хиты, мы предлагаем поставить голос, научиться правильно дышать. В конечном счете приходим к тому, что ученики готовы выступить не в баре, а на сцене филармонии во время наших отчетных концертов. Есть особый восторг наблюдать за тем, как взрослый человек волнуется за кулисами перед своим номером, а после него выглядит невероятно счастливым.
Мелодия здоровья
Игра на инструменте приносит огромную пользу. Но не меньшую – прослушивание музыки. Несколько лет назад Артем начал развивать уникальное для страны направление – музыкотерапию. Новый формат полюбился белорусам.
– Прослушивание спокойных, несложных для восприятия классических произведений – это и есть музыкотерапия, но мы пошли дальше и добавили разного рода звукотерапевтические инструменты – колокольчики, поющие чаши, чакрофоны, караталы. Сразу опережу частые вопросы про «шаманство»: мы не «чистим ауры», не вводим людей в транс и не занимаемся гипнозом. Мы относимся к этим инструментам исключительно как к способу получить звук, который успокаивает, переключает нас с будничных тревог, – объясняет Артем.
Но чтобы составить концертную релакс-программу, недостаточно просто включить в нее известные произведения Моцарта, Бетховена или Шуберта. Собеседник утверждает: для большего эффекта музыка должна звучать в определенной последовательности, при этом не меньшее значение имеют паузы между композициями и интерлюдии. При подготовке последней масштабной программы, которая пройдет по городам страны в ближайшее время, пианист использовал принцип «золотого сечения». Это такое отношение частей к целому, когда большая часть относится к меньшей так же, как целая к большей. Такая музыка наилучшим образом воспринимается человеком на подсознательном уровне и позволяет достичь гармонии прежде всего с самим собой.
– Мы просчитали чуть ли не до секунд, где должна быть кульминация не только во всем концерте, но и в каждом отделении, в каждом произведении и даже – в каждой интерлюдии. Это было непросто, но результат того стоил, – заверяет пианист.
Музыкотерапия хороша еще и тем, что доступна для восприятия даже неподготовленному слушателю. Желания пересчитывать лампочки и зрителей точно не возникнет. А вот посетить еще один концерт классической музыки – вполне.
Юлия КУЛИК
Фото из архива Артема ШАПЛЫКО