#InFocus_Шабанович
На эти и другие вопросы нашему корреспонденту ответил муфтий Мусульманского религиозного объединения в нашей стране Абу-Бекир ШАБАНОВИЧ.
– Ислам в Беларуси существует уже около семи столетий. Историки нашли свидетельства того, что первые великие князья литовские Гедемин, Ольгерд и Витовт приглашали для охраны рубежей княжества от крестоносцев татар. Нас радует, что ислам, пришедший с мусульманами из Поволжья и Крыма, как видите, сохранился до сих пор. Воины-татары, которые поселились вместе со своими семьями на пограничных землях Великого княжества Литовского, были трудолюбивы, миролюбивы и достойно защищали эти земли от завоевателей. Историки отмечают значительную роль татарских отрядов в битве при Грюнвальде в 1410 году.
Полную версию смотрите на нашем канале 1prof.by
На территории нынешней Беларуси раньше было много мечетей, до наших времен сохранился только храм в Ивье, на моей родине, построенный в 1882 году. В Минске мечеть возводили местные татары в 1901-м. Нынешняя соборная мечеть появилась в столице в 2016 году. Молитвенный зал способен вместить около 2 тыс. человек, еще столько же могут находиться на открытых площадках. Нам удалось воссоздать 6 мечетей и столько же молитвенных домов. Тысячи людей собираются в соборной мечети на обязательную пятничную молитву, которая проходит под руководством имама.
– А как становятся имамом и муфтием?
– Для того чтобы стать имамом, нужно пройти соответствующее обучение. Наиболее подготовленных людей мы направляем в специальные и высшие исламские учебные заведения Российской Федерации, Турецкой Республики, поскольку ислам суннитского течения пришел на белорусские земли из Оттоманской империи. Турецкое влияние сформировало общую религиозную практику. Наши студенты, хорошо владеющие религиозной теорией, получали приглашение и в Саудовскую Аравию, в Мединский исламский университет. Арабский язык необходим священнослужителю для толкования Корана. Имам возносит молитвы, ведет занятия с посетителями, проводит ритуалы, решает семейные споры. Он дежурит в мечети круглосуточно, и верующий может прийти в любое время.
Муфтий – глава мусульман, руководит всеми священнослужителями – имамами, муэдзинами – в своем регионе. У нас в стране муфтий один, он выстраивает действия всех общин, осуществляет текущую работу. В исламских странах ислам является государственной религией и государство назначает муфтия и имамов. У нас же, поскольку мы общественная организация, муфтия избирают на общем собрании на 5 лет. По наследству пост не передается.
– Многие из ваших предков посвящали себя религиозному служению. А как вы пришли к этому?
– Когда Беларусь стала независимой, я занялся созданием общества татар с целью возрождения нашей культуры, углубленного изучения истории. Окончил исторический факультет Белорусского государственного университета, занимался национальной и религиозной тематикой. Прошел курс религиоведения у известных педагогов, ученых. И мы сумели организовать общины в каждой области и почти в каждом районе страны, особенно в западных регионах. Потом появилась необходимость создать религиозное объединение, что и было сделано в 1994 году.
– Сколько мусульман насчитывается в Беларуси сегодня и растет ли количество тех, кто исповедует ислам?
– Точных статистических данных нет, но, по результатам наших общественных изучений, коренных белорусских татар около 30 тысяч. Эта цифра условна, так как идет процесс ассимиляции, создаются смешанные браки. Если говорить о верующих, то сложно сказать, что в душе у человека. В мечеть приходят для того, чтобы быть вместе со своим народом, помолиться. Сегодня в нашей единой семье 32 мусульманские народности. К местным мусульманам я бы добавил и эмигрантов-арабов, приехавших в Беларусь. Много верующих из Средней Азии, Кавказа и других регионов.
Беседовали Сергей КИРИК и Катерина ЛЕОНОВА
Фото Александра ПОБАТА