Почему сакэ «переезжает» в Европу и США
Национальный напиток Японии теряет популярность у себя на родине, зато бьет рекорды в мире.
Экспорт сакэ достигает рекордных результатов и вызывает все больший интерес в самых разных странах, сообщает ВВС.
Нынешнюю ситуацию с традиционным японским напитком уже называют «загадкой о сакэ». Его не хотят пить японцы, за последние 10 лет потребление в Японии упало на 30%, но с удовольствием покупают во всем мире.
Что такое сакэ?
Сакэ считают японской водкой, но это скорее рисовое вино – продукт натуральной ферментации. Крепость саке обычно составляет 14-16 градусов, его не всегда пьют горячим, а премиальные сорта и вовсе принято пить охлажденными. Само слово «сакэ» по-японски означает «алкогольный напиток», а то, что нам известно, как сакэ, японцы называют «нихонсю».
Как сакэ завоевывает рынки
В последние годы культура употребления сакэ распространилась далеко за пределы Японии. Жадные до новизны потребители поняли, что сакэ можно пить так же, как вино – охлажденным, в классическом бокале. Традиционный японский напиток прочно занял место во многих западных ресторанах, где он сочетается со многими различными блюдами, не обязательно японскими.
В отчете, подводящем итоги предыдущего финансового года, Ассоциация японских производителей саке объявила о рекордных продажах. Экспортная стоимость этого напитка в 2021 году (данные за 2022 год пока отсутствуют) составила почти 243 млн евро. Это лучший результат за 12 лет. С ростом стоимости экспорта также увеличивается количество сакэ, которое отправляется за границу из Японии. В 2021 году было продано рекордные 32 тыс. литров напитка – более чем на 147% больше, чем годом ранее.
Куда «утекает» сакэ?
Китайский рынок является наиболее восприимчивым к элитному алкоголю, в том числе из Европы. За последнее десятилетие средняя экспортная цена за литр сакэ выросла более чем вдвое. Высококачественное сакэ становится все более и более популярным среди китайских знатоков.
Что касается количества, то в этом отношении уже несколько лет в авангарде находятся американцы. В 2021 году Япония экспортировала в США почти 10 тыс. литров сакэ, что более чем на 167% больше, чем в предыдущем году.
Интерес к традиционному японскому напитку растет и во Франции, жителям этой страны явно нужен передышка от вина. В 2021 году стоимость экспорта увеличилась почти на 200%, а количество – на 230%. Это самый большой процент роста среди всех рынков, куда экспортируется японское сакэ.
Почему японцы отвернулись от сакэ?
Падение интереса к сакэ в Японии аналитики объясняют тем, что японцы все больше тянутся к другим спиртным напиткам, поступающим к ним со всего мира. Вместо сакэ предпочитают пиво – это сейчас самый популярный алкогольный напиток в Японии.
Репутация сакэ на его родине была запятнана более дешевыми и некачественными версиями с большим количеством добавок, вызывающих похмелье. Поэтому в падении популярности сакэ частично виноваты сами производители этого напитка.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников