Сочетание традиций и современности. В Гродно проходит пасхальная выставка-конкурс
Пасхальные вербы, яйца, открытки, панно и композиции – в Гродненском ОМЦНТ собраны свыше 300 экспонатов, созданных мастерами народного творчества Гродненщины. Свои работы на выставке-конкурсе представили более 70 умельцев.
Праздничное путешествие
– Пасхальную выставку-конкурс проводим не первый год. В этот раз построили экспозицию таким образом, чтобы посетители «побывали» в каждом районе, познакомились с его традициями и увидели их современные интерпретации, – поясняет заведующий отделом традиционной художественной культуры Гродненского ОМЦНТ Янина Борисевич. – Начинаем с Островецкого района. Взгляд сразу притягивают пасхальные вербы. По форме круглые, чем напоминают «виленские», но внутри обязательно три веточки вербы, которые обильно оплетены сухоцветами. Чувствуете аромат? Все натуральное!
В экспозиции Гродненского района представлена традиционная Сопоцкинская писанка – пасхальная выставка была бы неполной без этого бренда региона, который внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Можно увидеть здесь соломенные вербы и яйца, сплетенные умелыми руками Ирины Шавельской. Привлекает внимание и созданная Ларисой Косицкой коллекция яиц. На протяжении последних нескольких лет мастерица в преддверии праздника с помощью акриловых красок расписывала страусиные яйца ликами святых, а к этой выставке подготовила удивительной красоты драпанки.
– Как и подсказывает название, рисунок в этой технике получают, процарапывая нанесенную на яйцо краску, – продолжает знакомство с выставкой собеседница. – Обычно это произвольный узор – как поведет рука, но Лариса Косицкая создала традиционный цветочный орнамент, например, на одном из страусиных яиц можно увидеть васильки. Из-за толстой скорлупы работать было особенно непросто, мастерице даже пришлось приобрести специальный инструмент для гравировки.
«Зеленый» орнамент
Любопытную деталь рассказывает Янина Борисевич о вербах из Ошмянского района. Оказывается, по традиции в них должны быть дубовые веточки с листьями, которые продержались на молодом дереве всю зиму. Выглядит, возможно, не слишком эстетично, но имеет глубокий сакральный смысл. Продолжают природную тематику и пасхальные яйца с флористическим узором, подготовленные мастерами этого района. Чтобы получить такой рисунок, использовали, закрепив с помощью капронового волокна, натуральные растения. Необычно выглядят пасхальные яйца в технике макраме, композицию с ними дополняют этнокуклы в традиционной для Ошмян одежде, причем как повседневной, так и праздничной.
– Сейчас мы попали в Мостовский район. Вот эта работа – роспись по дереву, – указывает заведующий отделом. – Интересна история ее создания. Работники культуры района выезжали в этноэкспедицию и в одной из деревушек нашли старый сундук с затертой росписью (подобные расписные куфары, как правило, приобретали невестам для приданного). Мастерица Елена Садовничая воспроизвела узоры на деревянной основе и добавила в композицию пасхальные элементы. Получилось очень красивое панно! Уникальные работы из дерева представил мостовчанин Николай Ярец: взгляните, внутри резного яйца – маленькая церквушка.
Мастера Свислочского района привезли на выставку-конкурс воскованки. Их особенность заключается в том, что нанесенный на яйца воск не снимается и остается объемным узором. Эти обязательные пасхальные атрибуты умело «вплетены» в подвесную конструкцию из соломки, созданную по мотивам традиционного «паука». Интересны и местные вербы, которые хозяйки украшают веточками аспарагуса или разноцветными нитями.
Дань традициям
– Обратите внимание на панно Оксаны Врублевской из Волковысского района. Здесь и объемное, и плоское плетение, аппликация и инкрустация соломкой. Мне как специалисту очень нравится, что соломка не крашена (это характерно для отдельных традиций Полесья), а лишь немного тонирована с помощью горячего утюга, – раскрывает тонкости Янина Борисевич. – Продумана до мелочей работа лидчанки Елены Остроух. На объемной картине видим женщину, которая воском расписывает яйца. В ее руках – традиционный «писак», а рядом горит свеча. На заднем плане – тканый ковер и красный угол, украшенный белоузорчатыми рушниками и вербой.
Преемственность традиций играет важную роль в творчестве Анастасии Касьян из Берестовицы: молодая мастерица вышивает серию рушников, перекликающихся узорами с полотнами ее прабабушки. Одна из работ представлена на выставке-конкурсе. Примечательно, что Анастасия создает рисунок не на специальной канве, а на сплошном льняном полотне – это требует особого умения. Рядом с рушником можно увидеть современные и традиционные пасхальные вербы Берестовицкого района: перед праздниками срезанные веточки вербы ставили в теплое место, чтобы на них распустились «котики», и получали натуральное украшение. Кроме того, поясняет Янина Борисевич, три веточки обязательно хранили в хлеве, где держали домашний скот. Когда на Юрье коров впервые выгоняли в поле, их легонько стегали этими веточками, чтобы животные не боялись «дурного глаза» и давали много молока.
Елена КАЯЧ
Фото автора