Наверх

Сочетание традиций и современности. В Гродно проходит пасхальная выставка-конкурс

04 апреля 2023

Пасхальные вербы, яйца, открытки, панно и композиции – в Гродненском ОМЦНТ собраны свыше 300 экспонатов, созданных мастерами народного творчества Гродненщины. Свои работы на выставке-конкурсе представили более 70 умельцев.

Праздничное путешествие

– Пасхальную выставку-конкурс проводим не первый год. В этот раз построили экспозицию таким образом, чтобы посетители «побывали» в каждом районе, познакомились с его традициями и увидели их современные интерпретации, – поясняет заведующий отделом традиционной художественной культуры Гродненского ОМЦНТ Янина Борисевич. – Начинаем с Островецкого района. Взгляд сразу притягивают пасхальные вербы. По форме круглые, чем напоминают «виленские», но внутри обязательно три веточки вербы, которые обильно оплетены сухоцветами. Чувствуете аромат? Все натуральное!

В экспозиции Гродненского района представлена традиционная Сопоцкинская писанка – пасхальная выставка была бы неполной без этого бренда региона, который внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Можно увидеть здесь соломенные вербы и яйца, сплетенные умелыми руками Ирины Шавельской. Привлекает внимание и созданная Ларисой Косицкой коллекция яиц. На протяжении последних нескольких лет мастерица в преддверии праздника с помощью акриловых красок расписывала страусиные яйца ликами святых, а к этой выставке подготовила удивительной красоты драпанки.

– Как и подсказывает название, рисунок в этой технике получают, процарапывая нанесенную на яйцо краску, – продолжает знакомство с выставкой собеседница. – Обычно это произвольный узор – как поведет рука, но Лариса Косицкая создала традиционный цветочный орнамент, например, на одном из страусиных яиц можно увидеть васильки. Из-за толстой скорлупы работать было особенно непросто, мастерице даже пришлось приобрести специальный инструмент для гравировки.

«Зеленый» орнамент

Любопытную деталь рассказывает Янина Борисевич о вербах из Ошмянского района. Оказывается, по традиции в них должны быть дубовые веточки с листьями, которые продержались на молодом дереве всю зиму. Выглядит, возможно, не слишком эстетично, но имеет глубокий сакральный смысл. Продолжают природную тематику и пасхальные яйца с флористическим узором, подготовленные мастерами этого района.  Чтобы получить такой рисунок, использовали, закрепив с помощью капронового волокна, натуральные растения. Необычно выглядят пасхальные яйца в технике макраме, композицию с ними дополняют этнокуклы в традиционной для Ошмян одежде, причем как повседневной, так и праздничной.

– Сейчас мы попали в Мостовский район. Вот эта работа – роспись по дереву, – указывает заведующий отделом.  – Интересна история ее создания. Работники культуры района выезжали в этноэкспедицию и в одной из деревушек нашли старый сундук с затертой росписью (подобные расписные куфары, как правило, приобретали невестам для приданного). Мастерица Елена Садовничая воспроизвела узоры на деревянной основе и добавила в композицию пасхальные элементы. Получилось очень красивое панно! Уникальные работы из дерева представил мостовчанин Николай Ярец: взгляните, внутри резного яйца – маленькая церквушка.

Мастера Свислочского района привезли на выставку-конкурс воскованки. Их особенность заключается в том, что нанесенный на яйца воск не снимается и остается объемным узором. Эти обязательные пасхальные атрибуты умело «вплетены» в подвесную конструкцию из соломки, созданную по мотивам традиционного «паука». Интересны и местные вербы, которые хозяйки украшают веточками аспарагуса или разноцветными нитями.

Дань традициям

– Обратите внимание на панно Оксаны Врублевской из Волковысского района. Здесь и объемное, и плоское плетение, аппликация и инкрустация соломкой.  Мне как специалисту очень нравится, что соломка не крашена (это характерно для отдельных традиций Полесья), а лишь немного тонирована с помощью горячего утюга, – раскрывает тонкости Янина Борисевич. – Продумана до мелочей работа лидчанки Елены Остроух. На объемной картине видим женщину, которая воском расписывает яйца. В ее руках – традиционный «писак», а рядом горит свеча. На заднем плане – тканый ковер и красный угол, украшенный белоузорчатыми рушниками и вербой.

Преемственность традиций играет важную роль в творчестве Анастасии Касьян из Берестовицы: молодая мастерица вышивает серию рушников, перекликающихся узорами с полотнами ее прабабушки. Одна из работ представлена на выставке-конкурсе. Примечательно, что Анастасия создает рисунок не на специальной канве, а на сплошном льняном полотне – это требует особого умения. Рядом с рушником можно увидеть современные и традиционные пасхальные вербы Берестовицкого района: перед праздниками срезанные веточки вербы ставили в теплое место, чтобы на них распустились «котики», и получали натуральное украшение. Кроме того, поясняет Янина Борисевич, три веточки обязательно хранили в хлеве, где держали домашний скот. Когда на Юрье коров впервые выгоняли в поле, их легонько стегали этими веточками, чтобы животные не боялись «дурного глаза» и давали много молока.

Елена КАЯЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024
Все новости