Живопись бисером. Художница из Витебска создает уникальные картины и иконы
В жизни музыканта и художницы из Витебска Ирины Чалышевой произошло много удивительных вещей, которые помогли найти истинный путь и настоящие призвание. Личность женщины многогранна: по образованию она преподаватель музыки, сейчас находится на заслуженном отдыхе, а еще регент церковного хора и незаурядная художница, владеющая редкой техникой – вышивкой бисером.
Дорога к себе
Именно вышивка бисером представлена на выставке «Да святится имя твое», которая открылась в канун Вербного воскресения по календарю православной конфессии в Областной библиотеке имени Ленина.
Организаторы вернисажа представили Ирину как уроженку Себежского района Псковской области. Но когда слово взяла она сама, оказалось, что запись в метрике – это одна из многих неслучайных случайностей:
– Говорят, я родилась в Псковской области. На самом деле, моя мама ехала из Ташкента и родила меня практически в дороге. Маму сняли с поезда на маленькой станции, там меня и зарегистрировали.
Вышивать бисером Ирина Чалышева начала почти четверть века назад, первую работу она выполнила в 1999 году. Это была икона матери Божьей «Умиление», лик которой написан маслом.
– Однажды ночью мне приснилась икона, – поделилась Ирина. – Я тогда еще не ходила в церковь. И, увидев сон, очень захотела понять, что это за часть жизни – вера, что за люди священники, как они живут и насколько отличаются от нас, мирян. Решила разобраться в этом обязательно, будто вызов себе бросила.
Совсем скоро жизнь подарила такую возможность, судьба свела с семьей священника. Оказавшись у него в гостях, Ирина увидела маленькую иконку без особого оклада или украшения, такие часто продаются в церковных лавках. Но женщина сразу узнала образ из своего сна. Она начала расспрашивать об иконе батюшку. А тот подарил ее Ирине. По этому рисунку она и начала вышивать.
– Мне всегда нравился бисер, – говорит художница. – Я вообще очень люблю кропотливую работу: в детстве моими любимыми игрушками были мозаики. Икону матери Божьей «Умиление» я вышила за месяц. А окончив работу … надела очки. Зрение упало очень сильно.
Со временем, обращает внимание Ирина, слепли и златошвейки, вышивавшие образа и в прошлом. Но это было от недостатка освещения, работы при лучинах. У Ирины же зрение упало из-за большого напряжения – свою первую работу она вышивала в любую свободную минуту, и днем, и ночью. Сейчас понимает, делала это не по правилам. И не только игнорируя правила сохранения здоровья.
Правила вышивки
– Если вы решите вышивать икону, то должны понимать, эта работа делается по строгим канонам, нужно соблюдать их все. Перед ее началом положено исповедаться и взять благословение. Мне благословение дал Владыка Димитрий, – поясняет Ирина. – Он был на моей первой выставке, где я представляла две свои иконы. Тогда кто-то на ухо мне шепнул, будто женщина не имеет права заниматься подобными вещами. Я задала этот вопрос Владыке, и он меня благословил на эту работу. Уже после этого я вышила большую икону великомученицы Ирины. Владыка забрал ее в Москву. Мои знакомые говорят, что видели ее в храме.
Художница подчеркивает: во время вышивки иконы нельзя грешить, и лучше вовсе воздерживаться от разговоров. Пришивать бисер нужно с молитвой. Потому и процесс создания вышитого образа совсем не скорый. Ирина рассказала, когда вышивает святых для кого-то, нередко чувствует состояние человека, которому предназначена работа.
– Я была очень дружна с одним мужчиной, страдавшим болезнью Паркинсона. Я взялась вышивать для него его святого покровителя, и вдруг ощутила: у меня начался тремор рук. И это не единичный случай. Все прошло только когда я закончила вышивку и освятила икону. Во время паломнической поездки я рассказала о своем наблюдении монахине, та посоветовала мне быть очень осторожной. Но если трудиться с чистой совестью, с любовью, все получится.
Начав вышивать бисером, мастер поняла: теперь жизнь ставит перед ней новые задачи. Например, понять правила сочетания цветов. Для канонических икон это было не так актуально, там у художника нет права варьировать цвета. А вот создавая пейзажи, Ирина осознала: знаний не хватает. Стремясь заполнить пробелы, пришла в студию для взрослых «Хэппи-Арт». Знакомство с преподавателями Ириной Лавишек и Натальей Аниськович оказалось полезным обеим сторонам. Преподавательницы очень благодарны за новый вид творчества, с которым студийцы познакомились, благодаря Ирине.
– Свои работы я не вышиваю по схемам, – рассказывает она. – Когда работаю не над иконами, то беру очень плотное полотно (иначе будет проваливаться бисер), карандашом наношу очертания предметов и начинаю вышивать. У меня выработалась своя авторская техника. Если подойти к картинам поближе, вы заметите: бисер я использую разных размеров. Почему? Например, ствол дерева. Он не может быть гладким, вспомните свои ощущения от прикосновения к коре. Так и на картине, есть места, где надо добавить объем.
Вышивать по схемам, если в наборе, к тому же, подобран бисер, намного проще и быстрее. Но разве в этом случае получатся шедевры? Ирина показывает зимний пейзаж, на эту работу у художницы ушел год. На сегодняшний день художница создала более 70 авторских работ, более 20 из них – иконы.
Постигая церковное пение
Эксклюзивные картины – далеко не единственное, к чему Ирина пришла по воле провидения. Женщина уверена, Богородица тех, кого считает нужным, приводит на клирос. Так случилось и с ней.
Во время одной из первых бесед со священником он спросил: «Почему ты, музыкант, не поешь в церкви?» Женщина вспоминает, что восприняла это как шутку: «Я? В церкви? Да никогда!». Но священник пригласил на службу, в Храм Успения Пресвятой Богородицы, который находится возле Ботанического сада. Шел Великий пост, и небольшое помещение было переполнено. Верующие молились на коленях, а внимание Ирины привлекли люди на клиросе. Она наблюдала за ними, и в тот момент едва бы поверила, что совсем скоро тоже окажется среди них.
– А потом я увидела объявление, что Покровский собор набирает певчих. С коллегами мы решили сходить туда. Но вышло так, что из всех приняли только меня одну. Я не знала, что нахожусь в самом начале трудного пути. Я брала призовые места на различных конкурсах как вокалист, не боялась ни сцены, ни микрофона, для меня это было привычно. Но здесь что-то все время шло не так. Очень ярко помню момент, когда после очередной неудачи опустила на лицо косынку и расплакалась. Время все расставило по местам, пришло понимание принципов церковного пения.
Сейчас Ирина – регент хора Свято-Покровского собора.
Когда выставка была открыта, художница предложила каждому гостю взять из корзинки конфету. И, угостившись, подумать про свое самое заветное желание:
– Мне очень хочется, чтобы каждое из ваших желаний сбылось чудесным образом. Так, как случилось у меня, когда судьба открыла мне путь к Богу.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора