Профсоюзы – движущая сила в решении проблем
Известно, что профсоюзы – самая массовая общественная организация страны. Их основные задачи перечислил председатель национального профцентра Михаил Орда в интервью нашему корреспонденту накануне Первомая. Но еще много интересного и в том, как устроен внутренний механизм работы белорусских профсоюзов.
Сила с движением
Можете себе представить несущую конструкцию здания государства, которая стоит отдельно от самой постройки? Одинокая свая на заднем дворе. Абсурд для строителя. Бессмысленно это и для социолога с политологом, которые оценивают архитектуру государства: столпы гражданского общества невозможно изолировать от политической жизни – они вовлечены в важнейшие процессы. И как бы ни штормило, ни раскачивало, обеспечивают прочность и устойчивость социальной модели. В этом их функция по определению.
Одним из таких столпов белорусского общества выступают профсоюзы. Так их стали называть в последние 20 лет. Выражение пришло на смену устаревшему «Профсоюзы – это приводной ремень партии», но и само уже требует актуализации. Вплоть до юридической. С этого года на законодательном уровне в обиход вводится новый термин – «субъект гражданского общества».
Так будет точнее. Столп – это что-то статичное, субъект – уже движущая сила. Да и под обществом теперь подразумевается не население от мала до велика, а именно активная его часть – то есть с выраженной гражданской позицией.
Профсоюзы в наши дни как раз об этом: движущая сила в решении важнейших для Беларуси тем. Взять хотя бы глобальные изменения, связанные с модернизацией Конституции. Профсоюзы стали со-организаторами широкого обсуждения проекта Основного Закона во всех регионах, почти на рабочих местах. Затем обеспечили медийное сопровождение голосованию с помощью общественного информационного центра по наблюдению за референдумом при национальном профцентре. А закрепили конституционную реформу все таким же масштабным обсуждением законопроекта о Всебелорусском народном собрании через уже проверенные диалоговые площадки, «круглые столы» и встречи в трудовых коллективах.
Справились. Стоп, машина, – дело сделано? Как бы не так. Впереди новый общественно значимый политвызов: избирательная кампания и первый единый день голосования, который намечен на 25 февраля 2024 года.
Числом и усердием
Федерация профсоюзов Беларуси объединяет четыре миллиона человек. Почти всех, кто в нашей стране работает. Звучит мощно. Для сравнения, в профсоюзном движении США насчитывается 14,6 миллиона. При этом к экономически активному населению относится 150 млн., т.е. речь о 10%. У нас далеко за 90%.
Но численность – не самоцель. Если к миллионам добавится еще 5 человек – уже хорошо.
Вместе с тем не все так просто. Арифметика экономики порой бывает сложной. Это живой механизм. Грубо говоря, завод по выпуску подков будет нерентабельным в эпоху автомобилей. Значит, надо его уменьшать до цеха либо вовсе закрывать. Было время, когда политики-реформаторы требовали ликвидировать в Беларуси все предприятия, не отвечающие современным требованиям. Но в нашей стране придерживаются курса социальной ответственности, и аннулировать градообразующий промышленный объект – значит лишить сотни работников и их семьи доходов. Выбрали путь поступательного развития: модернизация, реорганизация, перепрофилирование. Современные технологии зачастую связаны с роботизацией и там, где раньше работала тысяча человек, сегодня справятся 50. Задача профсоюзов в том, чтобы проконтролировать, как остальных обеспечат работой: через переобучение либо трудоустройство на аналогичных предприятиях. А ведь параллельно развивается частный бизнес. И туда тоже идут наши люди. Значит, и там должен создаваться профсоюз. Потому что от перемены формы собственности сумма обязательств не меняется: профсоюзы должны присутствовать везде, где используется наемный труд.
Потом было слово
Выражение «Меньше слов, больше дела» – хорошая мотивация, правильный принцип. Но если перевернуть фразу и прочитать наоборот «Больше дела, меньше слов», тогда это плохой пример информационной работы. Скромность украшает человека, но есть такое негласное правило в журналистике: если о чем-то не сообщили, значит, этого не было. Возьмите на вооружение.
Я застал те времена, когда в Беларуси самостоятельных (как они себя объявляли) профсоюзов было, что грибов после летнего дождя. Большинство из них мелкие и ядовитые. Но чего не отнять – умели подавать себя. Условно говоря, «защитили конюха Н. от произвола председателя колхоза». А делов-то – неоплаченный выпас в выходной день. Но преподносили так, будто вместе с конюхом Н. расчищали авгиевы конюшни. Подвиг Геракла, не меньше.
В то же время наш профсоюз отстоял права работников при производственной травме, незаконном увольнении или необоснованном дисциплинарном взыскании. Сотня примеров. Но все они трамбуются в статистику для отчетной конференции. Упомянули во время выступления и… «Спасибо за внимание».
Как рассказывать о своих успехах? Через 1prof.by, еженедельник «Беларускi Час», республиканскую и региональную прессу. Поверьте, журналисты жадны до хорошего инфоповода. Через сайты профсоюзных организаций, соцсети и мобильные приложения – молодежь сейчас в интернетах обитает.
Но для начала надо преодолеть боязнь поссориться с социальным партнером, нанимателями. Хороший пример – им самим наука. Вам – авторитет. Сомневающимся работникам – аргумент вступить в профсоюз. Пора понять, что мы живем в информационную эпоху. И если нет информации о вас, то и вас нет.
Пригласительный билет к защите
Агитация – вещь хорошая. Но когда семена падают не в чернозем, а на асфальт, возникают проблемы. Какой бы ни была мотивация вступать в профсоюз, порой само создание первички упирается в каприз нанимателя.
Так и хочется спросить: на слово «профсоюз» какая-то аллергия? Надо ли напоминать, что объединения по профессиональной принадлежности начались еще в середине XVIII века? Если брать сугубо Беларусь, то почти 120 лет назад. Хочется – не хочется, но надо учитывать, что профсоюзы – это история, традиции, правило. А кому не нравится, пусть читают закон «О профессиональных союзах». Работники могут объединяться добровольно, и, если захотели, руководство не должно ставить палки в колеса.
Мы должны учитывать и то, что в Беларуси есть и небелорусские предприятия. Международные, транскорпорации. У них свои порядки. Это понятно. Обжегшись на молоке, на воду дуют. Там забастовки, стачки и пикеты. Но мы предлагаем соцпартнерство, взаимоуважительный диалог. В интересах трудового коллектива и того же нанимателя. Все по той же иностранной традиции нам предлагают соцпакет вместо колдоговора. Это персональные привилегии. Но коллективный договор почему так называется? Потому что распространяется на весь трудовой коллектив. Не хотят за всех отвечать. А придется. Так у нас принято.
Отдых с нотками патриотизма
Когда говорят «профсоюз», обычно вспоминают контроль за обеспечением безопасности: снарядить строителей касками, слесарей – защитными очками, электриков – прорезиненной обувью. Или же контроль за обязательными выплатами, будь то по контракту или договору найма. Только все это по работе. Да, мы тратим на нее по 8 часов (со сверхурочными больше). Но ведь предрабочее настроение тоже важно. Довольный работник – эффективный работник. Аксиома.
Поэтому профсоюзы занимаются в том числе отдыхом человека труда, его здоровьем. Почему это важно? Уже более 100 лет профсоюзы напоминают, что работники – не шпунтики-винтики заводского механизма. И, прежде чем требовать с них повышения производительности труда, надо обеспечить условия для энтузиазма. Заинтересовать человека самоотверженно работать здесь и сейчас – на этом заводе, в этом регионе, в этой стране.
Для начала позаботившись о его здоровье. Век назад в первые годы советской власти Ленин подписал декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения». С этого момента государство планомерно развивало базу санаторно-курортного лечения. После распада Советского Союза от них во многих республиках СССР избавились. Но не в нашей стране. В системе Федерации профсоюзов Беларуси сохранили 12 санаториев. И не просто сохранили, а позаботились о развитии. В итоге трудящимся предлагают места реабилитации по разному профилю, с современной медицинской базой, новейшими аппаратами и на основе тех же природных источников. Знаете, чем в первую очередь интересуются приезжающие иностранные профсоюзные делегации? Как заключить договор с «Белпрофсоюзкурортом» и всеми санаториями ФПБ.
Во-вторых, знакомство со своей страной. Поездка в полоцкую Софию или на Курган Славы – это ведь не про повышение квалификации. Это про сплочение коллектива (тимбилдинг – на современно-импортный манер). Про то, как «белорусами зваться», из разряда патриотизма. Можно и нужно бы сделать это самому, но куда приятнее, когда помогают с организацией поездки, компанией и маршрутом. Опять же этим занимаются профсоюзы.
Каской мимо мостовой
Смотрите новости. Не только те, что в трендах и передовицах. На задних планах тоже много интересного. Испанские медики объявили четырехдневную забастовку, итальянские транспортники начали забастовку с требованием повышения зарплат, в Латвии стартует масштабная забастовка педагогов, а Великобритания готовится к «катастрофической» забастовке медиков. Слишком часто упоминается «забастовка», не правда ли? И это сообщения всего лишь за неделю. Что уж говорить о Франции, где с середины января каждые выходные на улицы и площади выходят сотни тысяч недовольных.
Везде и всюду участвуют профсоюзы.
Белорусские профсоюзы тоже начинались со стачек. Останавливали фабрики, движение поездов. Было это больше века назад, на исходе империи. Но есть примеры и поближе – каких-то 30 лет назад стучали касками по мостовой на центральной площади столицы.
Что изменилось? Подход. Белорусские профсоюзы выбрали другой путь. Это коллегии, комиссии и советы, «круглые столы» и совещания. Масса работы, которую можно уместить в одно слово – диалог. Или в два – социальное партнерство. Вы даже не представляете, насколько заботятся о вас – отстаивают зарплату, безопасный труд, обеспеченный отдых. А в чем-то даже вашу семью.
Это отнюдь не разговор о соглашательстве. Не раз при мне представители министерств признавались в том, что с профсоюзом сложно договариваться, но нужно. И ведь находят компромисс.
Давайте начистоту. Так ли хороши экстремальные меры профсоюзов? У вас аппендицит, а врач на забастовке. Выезд в командировку – не на чем ехать. Сверхурочные, но детей не с кем оставить – потому что в садиках-школах у преподавателей многодневный протест.
Диалог куда эффективнее. Тем более что у нас государство с социально ориентированной экономикой. То есть сделанное, заработанное должно передаваться тем, кто это обеспечил. И в этом тоже экономика.
Со школьной скамьи
Недавно разговаривал с профсоюзным лидером из другой страны. Пока готовился к интервью, нашел интересный опыт: «Тематические смены «Профсоюз» для детей, уроки о профсоюзах в школах». Хм, любопытно. Опыт. Но ведь у нас это практикуется давно.
Только обычно ведь как получается – профсоюз берет под свое крыло человека, который выбрал специальность. Не важно – в техникуме, колледже, вузе. Есть профессия, есть профессиональная защита. Во всех смыслах профессиональная.
Профсоюзы ведут человека труда. Они всегда рядом. Поощряют лучших, мотивируют отстающих. И даже когда пришла пора выйти на заслуженный отдых, присмотрят. Особенно за теми, кто ходил на работу не ради отметки в табеле – завернул гайку и ладно. Речь о людях, именем которых можно называть предприятия, которым они посвятили жизнь.
Соб. инф.