Что делать, если получили в аэропорту поврежденный багаж или из него похитили вещи
Если в аэропорту вам выдали сломанный чемодан или из него что-то украли, истребовать компенсацию будет несложно. Однако, не зная некоторых нюансов данного процесса, можно остаться ни с чем. О деталях мы поговорили с заместителем председателя ОО «Белорусское общество защиты прав потребителя» Тамарой Бельской.
Самое главное при получении поврежденного чемодана – не покидать зону выдачи багажа, пока не разберетесь с этой проблемой! Еще лучше вообще не снимать чемодан с ленты. Формально, после получения сломанной вещи у вас остается еще семь дней, чтобы предъявить авиаперевозчику претензию. Но, как показывает практика, за пределами аэропорта доказать что-либо будет сложно.
– Я понимаю, все очень устали, все очень хотят домой. Но если вы доедете со сломанным чемоданом до дома, как вы потом будете доказывать, что это не вы сами его сломали, пока катили по земле или залазили в автобус? – спрашивает Тамара Бельская. – Это механическое повреждение. Ни одна экспертиза потом не укажет однозначно, где и кто именно повредил ваш багаж.
Итак, вы получили чемодан с повреждениями, но еще не успели покинуть зону выдачи багажа. Что дальше? Найдите в зале стойку Lost and found («Розыск багажа») и пройдите к ней, чтобы в присутствии представителей аэропорта и авиакомпании составить заявление по факту повреждения поклажи. Для его заполнения потребуются бирка от багажа, паспорт и посадочный талон. Весь процесс займет у вас от силы полчаса.
В самом заявлении как можно подробнее опишите детали путешествия (номер рейса, маршрут, дата и т.д.), особенности поврежденной сумки (цвет, размер, марку и т.д.), а также предполагаемый размер материального ущерба. Не забудьте уточнить ваши контактные данные. По ним представители авиакомпании должны будут связаться с вами после рассмотрения заявления.
В случае, если чемодан цел, но из него что-то пропало, схема действий аналогичная.
– На чемодане должна остаться бирка. На ней указаны название авиакомпании, маршрут, дата и, конечно же, вес. Поэтому, после получения багажа в аэропорту, будет не лишним его взвесить. Сравнить, столько ли он весит, сколько весил при посадке, – объясняет юрист. – Да и вообще, если везете что-то ценное, не поленитесь разрезать пленку, открыть сумку и убедиться, что всё на месте. Если чего-то не хватает, значит, нужно пройти к стойке и оформить акт.
Допустим, акт оформлен и передан представителю авиакомпании. На какую компенсацию можно рассчитывать?
– Если вы перевозите что-то ценное, то можете перед посадкой объявить стоимость этой вещи. Данная услуга платная. Однако, в случае повреждения или потери, авиакомпания будет обязана возместить не только стоимость самой вещи, но и деньги, потраченные вами на объявление ее ценности, – объясняет Тамара Бельская.
Например, сбор «Белавиа» за провоз багажа с объявленной стоимостью составляет 10% от заявленной суммы. Она не должна превышать размера действительной стоимости содержимого багажа, но и не может составлять более 2 000 белорусских рублей или эквивалентной суммы в долларах или евро.
Для всего остального багажа, согласно Гаагскому протоколу 1955 года, установлена ответственность авиакомпании в размере 20 долларов за каждый утраченный килограмм.
В случае поломки багажа, компенсация будет зависеть от того, подлежит ли он ремонту. Если да, то вам возместят стоимость ремонта, только не забудьте попросить у мастера чек. Если восстановить вещь не представляется возможным, вам будут возмещать стоимость чемодана. Очень полезной является привычка сохранять чеки на крупные покупки. Если подтверждающего оплату документа нет, то, согласно правилам «Белавиа», стоимость багажа определяют исходя из средней цены за аналогичный товар, сложившуюся в населенном пункте и на дату оформления претензии к авиакомпании.
– Справедливости ради, стоит отметить, что с «Белавиа» редко происходят какие-то совсем уж скандальные случаи. В основном пассажиры, если выполнили все правила, стабильно и спокойно получают компенсацию, – рассказала Тамара Бельская. – Проблемы могут возникнуть при стыковочных рейсах, когда за багаж в разные промежутки времени отвечают разные авиакомпании. Однако и здесь какие-то сложные случаи крайне редки.
Отметим также, что если сломанный чемодан вы получили во время пересадки, скажем, в Стамбуле или Ереване, то и оформлять претензии к авиакомпании нужно в Стамбуле или Ереване. В случае, если зарубежная компания начинает затягивать решение вопроса, можно обращаться в суд или общество защиты прав потребителей. На просторах интернета также встречаются люди, добившиеся выплат после скандалов в соцсетях перевозчиков. Но, напомним самое важное, если вы не оформили акт по факту повреждения багажа прямо в зале его выдачи, то скандалить и ходить по судам практически бесполезно.
Напомним: в мае 2023 года «Белавиа» несколько изменила правила провоза ручной клади в своих самолетах.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото из открытых интернет-источников