«Если со стороны государства чувствуется поддержка, то со стороны общества — нет»
– Можно ли выделить самую актуальную для белорусских семей проблему?
– Среди очевидных – низкий доход молодых семей, который с появлением ребенка падает еще больше. Но куда более глобальной проблемой является отсутствие группы поддержки у родителей. Если нет бабушек и дедушек, близких родственников, если отвернулись друзья, молодые люди остаются один на один со своим родительством. Им не к кому обратиться за помощью и советом, никто не может их подстраховать при необходимости. И это куда более серьезная беда, нежели материальный недостаток.
Социальный семейный центр работает уже шесть лет. За это время более 600 семей получили комплексную помощь и поддержку.
Когда наш центр только начинал работу, к нам часто обращались одинокие девушки, которые родили ребенка. Очень скоро сформировалась группа из 7-8 человек со схожей жизненной ситуацией. Молодые мамы стали встречаться на занятиях, общаться и сдружились. Одна учила другую шить, другая – делилась кулинарными секретами, третья могла забрать ребенка из сада. Они стали друг для друга опорой, и вместе готовы были справиться с любой проблемой. Сейчас эти девушки делятся своим опытом с другими мамами, которые приходят к нам за помощью.
– Нередко девушки не знают ни как пеленать ребенка, ни как сварить для него кашу – можно ли отнести их к категории «плохих мам»?
– Это нормально что-то не знать и не уметь. Тем более, что сегодня возможностей научиться немало. Можно читать тематические группы, смотреть видеоуроки, посещать курсы и семинары. Или просто прийти к нам. Мы научим и как подстричь малыша, и как распоряжаться собственным бюджетом, и как справляться с эмоциональным напряжением. Большинство мастер-классов ведут наши выпускницы – эти девушки когда-то сами побывали в сложной ситуации и смогли преодолеть ее. К таким наставницам, как правило, доверия больше.
В центр за помощью могут направлять государственные и негосударственные организации, но многие родители приходят сюда по своей воле.
В целом же могу с уверенностью сказать, что «хорошая» мама – эта не та, что все на свете знает и умеет, а та, что заботится о себе. Если мама уставшая, нервная, замученная, физически изможденная – что она может дать своему сыну или дочке? Помните правило, которое действует в самолете? Сначала необходимо надеть кислородную маску на себя и только потом – на ребенка. Мама, которая не получит кислород, не сможет дать его малышу. Точно так и в жизни.
– Помогаете ли вы с трудоустройством женщинам?
– У нас есть курсы, на которых мы рассказываем, как оформить резюме, пройти собеседование, на что обращать внимание при поиске подходящей вакансии. Нам важно, чтобы женщина не просто нашла место, где ей будут платить, но и чтобы она получала от работы удовольствие, чтобы к этому делу у нее лежала душа. Ведь в противном случае она будет увольняться при первой же возможности.
Специалисты центра работают с молодыми семьями, где мамы не старше 35 лет и есть хотя бы один ребенок в возрасте до 3 лет.
– Мы в основном говорим о женщинах, но как часто вам приходится помогать мужчинам?
– Так сложилось, что в нашем обществе одиноких женщин больше, чем мужчин. Но они есть, и папам мы оказываем им те же виды помощи, что и мамам. К счастью, хочу отметить, что большинство наших клиентов – а это порядка 60 процентов – полные семьи. Они вместе приходят на тренинги и занятия, чтобы учиться, становиться лучше и расти вместе со своим ребенком.
– Ведется ли работа с детьми?
– Конечно. С ребятами работают специалисты с большим опытом и умением. У нас проходят занятия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, а также по снятию психоэмоционального напряжения, страхов и агрессивности. Для этого используются самые разные методики. Например, песочная, музыкальная или арт-терапия. На таких встречах ребенок не остается один на один с психологом – мы приглашаем родителей, братьев и сестер, чтобы создать максимально комфортную обстановку и быстрее добиться положительных результатов.
Центр существует благодаря спонсорской помощи. Но нередко одежду, посуду, мебель, игрушки и другие вещи приносят неравнодушные горожане.
– Сегодня на государственном уровне делается немало для защиты мамы в декретном: она получает пособие, за ней сохраняется рабочее место. Но чего, на ваш взгляд, недостает?
– Если со стороны государства действительно чувствуется поддержка матерей, то со стороны общества ее нет. Многих маленькие дети в общественных местах раздражают. Всегда найдутся те, кто будет бросать недовольные взгляды на женщину с громоздкой коляской в транспорте, практически любой может позволить себе оскорбительно высказаться в адрес семьи, чей ребенок заплакал в кафе. А почему? Дети – тоже члены общества. Нам не хватает доброжелательности и терпимости, а еще – инклюзивных пространств, где будет комфортно и взрослым, и малышам.
– Можете определить три главные ошибки, которые допускают белорусские родители?
– Первая ошибка – желание быть идеальными. Но это невозможно. Стремление быть идеальным приводит к неврозу, который передается ребенку. На мой взгляд, достаточно любить своих детей и стараться удовлетворить не только материальные их потребности, но и духовные.
Вторая ошибка – отсутствие понимания того, что родителями нужно учится быть. Мы можем не знать многих нюансов того, как общаться с ребенком и чем его кормить – это нормально. Ненормально, когда мы даже не пытаемся разобраться, правильно мы поступаем или нет.
И третья ошибка – много работать и мало времени проводить со своими детьми. Да, материальная составляющая очень важна, но куда ценнее моменты, когда вся семья собирается вместе: во время ужина, поездок, походов. Это звучит банально, но дети взрослеют быстро – и у вас не будет второго шанса побыть с ними, пока они еще не выросли.
Юлия КУЛИК
Фото Александра ПОБАТА