День рождения отмечает парижская подземка
В 1895 году, после нескольких лет переговоров между правительством Франции и муниципалитетом Парижа, было принято решение о строительстве в городе метрополитена. Новый вид транспорта должен был появиться во французской столице к открытию Всемирной выставки 1900 года.
Начало строительства вызвало море негодований среди парижан, ведь первые линии прокладывались под проезжей частью улиц, по которым было не пройти. Руководил строительством инженер Фюльжанс Бьенвеню. Во время прокладки линии под Сеной он предложил инновационную идею – заморозить землю для строительства туннеля, что и было сделано.
Отклоняться от плана строителям было нельзя, иначе можно было затронуть подвалы домов. Из-за небольшой ширины улиц некоторые станции получились с искривленной платформой, а другие еще и не напротив друг друга. Промежутки перегонами были небольшими.
Первые станции с извилистыми чугунными входами, похожими на крылья стрекоз, были спроектированы Эктором Гимаром, одним из создателей стиля модерн.
19 июля 1900 года в 13:00, без фанфар и высоких речей, с одним пассажиром в вагоне начал движение первый поезд метрополитена Парижа. Новый вид транспорта пришелся по вкусу парижанам, за первые 5 месяцев метро воспользовались 4 миллиона человек. К концу того же года количество перевезенных пассажиров достигло 17 миллионов.
Билет на первой линии «Венсенский замок — Порт-Майо» стоил 15 сантимов для вагона второго класса и 25 сантимов для первого. Большинство линий в центре были построены к 1920 году.
Не обошлось и без больших происшествий. В 1903 году в результате пожара на одной из станций погибло 84 человека. В 1943 году во время воздушного налета англо-американской авиации бомбы попали на крышу станции Порт-де-Сен-Клу, погибли 403 человека.
В 1968 году в Парижском метро были установлены магнитные билетные автоматы, в 1982-м поезд впервые повела женщина. В 1991 году в метрополитене были отменены вагоны первого класса, а в 1992 году в подземке было запрещено курить.
Теперь сеть метрополитена покрывает не только Париж, некоторые из 14 линий дотянулись и до пригородов. Длинна путей составляет 214 километров, в парижском метро 300 станций, из которых 62 пересадочные. Самая оживленная остановка – Сен-Лазар, ежегодно ею пользуется 32 миллиона пассажиров. Стоимость проезда для взрослого – 1,9 евро.
Парижский метрополитен занимает второе место по загруженности среди метро Европы после московского. В день им пользуются около 4,5 млн человек.
В Минске метро было открыто 29 июня 1984 года. Наш метрополитен включает в себя 2 линии и 29 станций, длина подземных путей более 37 километров. В 2018 году услугами минского метрополитена воспользовались 328 миллионов человек.
Сергей КИРИК