Немецких учителей беспокоит рост бедности среди учеников
У детей часто нет необходимых рабочих материалов, спортивной одежды, не хватает денег на школьные экскурсии.
Разделение на богатых и бедных заметно уже в младшем школьном возрасте, сообщает немецкий портал Tagesschau.
О бедности говорить не хотят
Согласно опросу учителей, проведенному Фондом Роберта Боша, бедность среди учеников продолжает расти. Первая причина этого – нехватка денег у родителей. По словам Амели Бартманн, учительницы второго класса одной из общественных школ города Гейдельберг, чем старше дети становятся, тем более табуированной темой для них становится бедность, а признаки ее невозможно не заметить. Например, во время активного отдыха и школьных поездок одежда учащихся нередко не соответствует погоде, а некоторые дети носят обувь, которая слишком мала. Это серьезные признаки обнищания.
Иногда школьники приходят с недостаточным количеством еды или вообще без нее. «Они не могут провести день так же, как одноклассники. Они недостаточно используют свои когнитивные способности, потому что голодны», – говорит Бартманн.
Чего не хватает немецким школьникам?
По данным опроса 1 032 учителей общеобразовательных и профессиональных школ Германии, проведенного Институтом исследования общественного мнения (FORSA), 37% опрошенных заявили, что дети приходили на занятия с недостаточным количеством школьных принадлежностей или без спортивной одежды чаще, чем в прошлом году. Еще 18% сказали, что ученики всё чаще отказываются от школьных поездок, а 33% отмечают, что ребята регулярно беспокоятся о финансовом положении своей семьи.
Эти и подобные признаки особенно часто наблюдались в специальных, общеобразовательных и средних школах. Специалисты призывают к обеспечению базовой защиты детей, отвечающей их потребностям. Важно, чтобы педагоги проявляли «чувствительность к бедности», они должны не только уметь распознавать влияние бедности на детей и молодых людей, но и противодействовать стигматизации учеников.
Бедность ставит под угрозу успехи в школе
В 2017 г. упомянутая школа в Гейдельберге была удостоена премии за свою образовательную концепцию. В ней учителя сотрудничают с социальным работником, чтобы дети из финансово неблагополучных семей имели такие же возможности, как и все остальные, поскольку бедность может поставить под угрозу успехи в школе.
«Нужно представить это как спортсмена, который помимо тренировок и отдачи всего, что у него есть, еще и носит с собой тяжелый рюкзак», – объясняет соцработник Анна Дорш. Тот, кто несет такое тяжелое бремя, всегда медленнее остальных. Сюда также входят такие факторы, как отсутствие собственной комнаты в маленькой семейной квартире или, возможно, нездоровое питание.
Как решают проблему?
Анна Дорш и учителя предлагают детям помощь. Если у ученика нет с собой ручки или других рабочих материалов, он может взять их в школе. Так могут сделать все, кто просто забыл свои принадлежности. Это один из способов предотвратить стигматизацию, вызванную бедностью.
В школе всегда планируют поездки так, чтобы они стоили как можно меньше. Если школьнику нужна финансовая поддержка, учреждение образования поможет ему подать заявку в органы власти или фонды. Это хорошие предложения, но проблема в том, что появилось слишком много нуждающихся школьников, которые просто не осмеливаются это признать.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников