«Сложно учить голодного ребенка с развязанными шнурками». Директор педколледжа – о проходных баллах и тонкостях работы педагогов
Будущее системы профессионального педагогического образования волнует многих. О перспективах развития этого направления и о том, как его надо развивать, обозревателю портала 1prof.by рассказала руководитель Минского городского педагогического колледжа Екатерина Петруцкая.
Экскурс в историю
Обучение будущих педагогов со средним специальным образованием в Минском педагогическом техникуме началось более 100 лет назад – в 1921 году. Через 16 лет было создано Минское государственное педагогическое училище имени Н.К. Крупской, а в 1983 году его разделили на 2 самостоятельных учебных заведения – отдельно для начальной школы и для дошкольного образования. Некоторое время спустя их переименовали в колледжи, а затем реорганизовали, присоединив к высшим учебным заведениям. С 2006 по 2016 году Минск не готовил педагогические кадры на уровне среднего специального образования. В 2016-м по решению Мингорисполкома открылся Минский городской педагогический колледж, его первым и нынче действующим директором является Екатерина Петруцкая, выпускница былого педагогического колледжа №1.
– Возглавлять Минский городской педагогический колледж на первых порах было и просто, и сложно. Поскольку я сама – выпускница педколледжа, то четко представляла, как нужно подавать информацию, что должно быть в программах учебных, каких специалистов хочется видеть на выходе. А с другой стороны, я понимала, что прошло не мало времени и многое с тех пор изменилось – дети, методики, технологии, взгляд на профессию… Но при всем этом мне было интересно. И вот уже 7 лет я стараюсь ежедневно выполнять свою работу как можно лучше, – делится собеседница.
Какая специальность самая популярная?
По словам Екатерины Петруцкой, около 20 учреждений образования в нашей стране сегодня готовят педагогов на уровне среднего специального образования.
– Команда педагогов Минского городского педагогического колледжа разработала и ввела в прошлом учебном году новую уникальную специальность – «педагогическое сопровождение». Ряд колледжей страны также уже добавили ее в свои учебные программы. Эта специальность очень востребованная и перспективная, потому что, к сожалению, деток с особенностями психофизического развития меньше не становится. Чтобы помочь им социализироваться, освоить знания, разгрузить немножко их родителей и нужен новый профиль. Конечно, свои сложности здесь есть. Поскольку к нам поступают абитуриенты, окончившие 9 классов, не все имеют четкое представление о работе с особенными детьми. Возможно, кто-то из поступивших может ошибиться в профессии, но они могут потом пойти работать воспитателем в группе продленного дня. То есть мы даем возможность абсолютно всем учащимся остаться в профессии. Высшее образование можно получить по любому направлению, но опять-таки оптимальный вариант, когда выпускники конкретных специальностей получают высшее педагогическое образованию по тому же профилю, что и среднее, – поясняет Екатерина Петруцкая.
В настоящий момент Минский городской педагогический колледже осуществляет обучение абитуриентов по трем специальностям – «начальное образование», «дошкольное образование», «педагогическое сопровождение». Самая понятная и, соответственно, популярная из них – начальное образование.
– Я сама работала учителем начальных классов, потом заместителем директора, защитила диссертацию. Учащимся всегда рассказываю, какой путь может пройти каждый из них. В колледже у нас немало преподавателей, которые сами когда-то учились здесь. Мне нравится, что они возвращаются. Такие сотрудники становятся носителями традиций и истории педагогического колледжа, – делится мнением руководитель.
Как рассказала Екатерина Петруцкая, в колледже нет вступительных экзаменов. Для поступления после 9-го класса нужно пройти по конкурсу среднего балла свидетельства об общем среднем базовом образовании, после 11-го – на основе конкурса среднего балла аттестата об общем среднем образовании. К слову, групп для обучения после 11-ти классов набирают мало.
– Самый высокий проходной балл на специальности «начальное образование» – чуть выше 8 баллов. Цифры контрольные закрываются всегда. Конкурс хоть и небольшой, но присутствует. Это свидетельствует о том, что современная молодежь заинтересована в получении педагогических специальностей на уровне среднего специального образования, – убеждена директор.
Напомним, что в нашей стране реализуется концепция непрерывного педагогического образования. Функционируют, в частности, педклассы, педколледж и педуниверситет. Кто-то идет учиться в колледж, а после в университет, другие учатся в педклассах, а потом поступают в высшие учебные заведения.
Почему молодежь выбирает профессию «педагог»?
Екатерина Петруцкая считает, что профориентационная работа в данной области востребована меньше, чем в других. Ведь дети знают о профессии педагога с детского сада, они каждый день в школе взаимодействуют с учителями.
– Наша главная задача – рассказать о колледж и существующих специальностях, о возможностях, которые откроются нашим выпускникам Если спросить: «Почему вы выбрали профессию педагога?», самый распространенный ответ такой: «Потому что у меня была очень хорошая первая учительница». Это самый популярный ответ среди учащихся. Второй ответ в рейтинге: «Потому что я люблю детей». Третий: «Для меня педколледж – это первая ступенька лестницы, по которой я буду подниматься, чтобы развиваться в профессии». Многие учащиеся планируют поступить в педуниверситеты, стать в будущем академиками и т.д., – рассуждает эксперт.
Отметим, согласно Кодексу об образовании, выпускники колледжей могут поступить по своему профилю в высшее учебное заведение на заочную сокращенную форму обучения.
Практика – с первых и до последних дней учебы
Минский городской педагогический колледж имеет хорошую репутацию на рынке образовательных услуг. Начиная с первых дней учебы на первом курсе учащиеся максимально вовлекаются в различные творческие проекты. К примеру, Минская городская организация Белорусского профсоюза работников образования и науки и колледж много лет проводят «Первый фестиваль для первых!».
После этого девушек и юношей вовлекают в проект «Волонтерская среда». Каждую среду будущие воспитатели и педагоги выезжают в базовые школы и проводят досуговые мероприятия с детьми в рамках групп продленного дня.
– Учащиеся видят детей и понимают, как бывает непросто заинтересовать их, организовать и мотивировать на какую-то деятельность. После такого опыта ребятам легче потом давать уроки. У будущих молодых педагогов появляется понимание того, что дети классные, что с ними можно успешно работать. Учащиеся, прошедшие такую мощную подготовку, на своих первых рабочих местах уже ничего не боятся, – рассуждает собеседница.
Сегодня много критики можно услышать в адрес детей. Мол, учеба их мало интересует, другое дело – гаджеты. Глава педколледжа категорически с этим не согласна.
– Работа воспитателя и учителя – бесконечный мир сказки и дружбы. Это две самые благодарные профессии. Дети в этом возрасте самые искренние люди на земле. Работать с ними – одно удовольствие. Ты для них открываешь мир, ты для них делаешь этот мир самым потрясающим, волшебным и добрым. Плюс что отдаешь, то и получаешь взамен – бесконечную доброту, теплоту, любовь и восторг. Мне кажется, никогда в обществе авторитет первой учительницы не ставился под сомнение. В рамках образовательного процесса мы имиджевой составляющей уделяем огромное внимание. А вот работать с родителями не всегда просто. В этом случае мы советуем следующее – каждый должен всегда честно делать свое дело. Когда педагог добросовестно выполняет свои обязанности, никаких проблем не будет, – дает ценные советы опытный руководитель.
По словам Екатерины Петруцкой, трудно учить ребенка, если у него шнурки развязаны, рубашка не застегнута или если он голодный.
– Воспитатель и учитель начальных классов должен позаботится о том, чтобы система была во всем. Четкое расписание и понимание того, что с тобой будет происходить, маленьким детям крайне необходимы, это архиважно. У педагогов, которые выстраивают четкую систему, сложностей в работе обычно не возникает. Вместе с тем маленькие дети должны осознавать, что родители и педагоги их любят, пожалеют, помогут, обнимут и не бросят, когда им плохо. Взрослым нужно спрашивать, в чем проблема, если ребенок капризничает. Нельзя ни в коем случае дать развиться истерике. Это заразно. Если один ребенок плачет, ты можешь потерять весь класс. Если воспитатель или учитель на это не среагирует, через 15 минут будут реветь еще 15 человек и т.д. Взаимодействие взрослых и детей в детском саду и начальной школе – особенное, – рассказывает о буднях директор колледжа.
К слову, в течение следующих нескольких лет в колледже планируют открыть специальности «Обучение физической культуре» по подготовке учителей физической культуры и «Воспитательная работа» по подготовке педагогов-организаторов. По мнению Екатерины Петруцкой, это поможет сделать профессию еще более привлекательной для молодежи.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото автора