Скромное начало и великий триумф. Термосу исполнилось 120 лет
Редкие изобретения так популярны на пикниках или в путешествии, как всем известный термос. А вот его создатель подобной славы не снискал.
Когда в 1903 г. немецкий изобретатель Рейнхольд Бургер из Берлина создал емкость, сохраняющую напитки теплыми, изобретение посчитали модной прихотью.
Прототипом стал металлический сосуд с двойными стенками, пробкой и стаканчиком. 30 сентября 1903 г. Бургер отправил заявку в патентное бюро и по прошествии нескольких недель получил патент за номером DE170057.
«Я взял несколько сделанных мной небольших сферических сосудов и наполнил их горячим кофе, чаем, молоком и тому подобным. Даже через 24 часа напитки были готовы к употреблению, как если бы они были только что приготовлены. После того, как эти эксперименты оказались удовлетворительными, я приступил к изменению формы сосудов, чтобы их можно было использовать в повседневной жизни», – рассказывал Бургер.
Поначалу изобретение не имело особых успехов в торговле, у него не было даже собственного названия. Бургеру и двум его соратникам пришлось самим нести расходы на рекламу и объявить конкурс на лучшую идею торговой марки для нового изобретения. Победил один из жителей Мюнхена, предложивший название Тhermos (от греч. Therme – горячий).
Бургер незамедлительно основал одноименную фирму Тhermos-Gesellschaft по выпуску термосов, и с марта 1904 г. эта торговая марка стала использоваться в коммерческих целях.
Первый рекламный слоган термоса в 1907 г. гласил: «Он сохраняет холод и тепло, без огня, без льда». В более широком варианте было сказано: «Термосы сохраняют тепло горячих напитков в течение 24 часов, холодные напитки – ледяными в течение нескольких дней безо льда, даже в жаркие летние дни. Незаменимы для охотников и путешественников, автомобилистов и велосипедистов, водников и военных, для экипажей дирижаблей и чиновников лесного хозяйства!».
Газетные рекламные объявления на всю полосу «съели» почти всю прибыль 1907 г. Вскоре после этого Рейнхольд Бургер покинул компанию, продав свои акции за 495 тыс. рейхсмарок.
С сегодняшней точки зрения это небольшая сумма, однако полученные деньги Бургер вложил в покупку акций одной компании, в которой вместе с Вильгельмом Рентгеном – первооткрывателем рентгеновских лучей, разработал рентгеновскую трубку.
Успех термоса начался с его производства в США в 1912 г. Вскоре термосы стали основным бытовым приобором во многих домах и незаменимыми в поездках за город. Особенно оценили его при хранении продуктов детского питания.
Рейнхольд Бургер получил множество наград, но больших денег он не заработал. Когда разговоры касались торговой марки его изобретения, распространенного под названием «термос», Бургер говорил, что не хочет, чтобы его детей дразнили в школе. А название, как и сам термос, прочно вошло в обиход во многих странах. Уже одно это доказывает огромную важность данного изобретения. Техническое использование термосов давно вышло за рамки хранения продуктов питания при постоянной температуре. Технологию Бургера используют для перевозки лекарств и даже органов для трансплантации.
Наверное, ни в одной другой стране термос не распространен так, как в Аргентине. Национальный напиток страны, мате – это вид чая, приготовленный из листьев одноименного куста, который часто приходится заливать горячей водой. Соответственно, многие аргентинцы носят с собой термос. В метро, на работе, в парке, на отдыхе – его всегда нужно иметь при себе. В стране с населением 46 млн человек ежегодно продается в среднем около 3,5 млн термосов.
Хотя триумф изобретения не принес Бургеру финансового успеха, он не огорчился. В свой 75-й день рождения изобретатель сказал: «Для меня это особая радость и я могу быть уверен в том, что моя работа оказалась незаменимой помощью для миллионов людей».
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников