Наверх

Собиратель велосипедов: от первого белорусского до велосипеда без педалей

11 октября 2023

Велосезон катится к завершению. И хоть осень на весь сентябрь запустила режим «бесконечное лето», каждый велолюбитель с грустью осознает неизбежность зимовки. Если, конечно, велосипед – это просто средство передвижения, а не стиль жизни, когда ты владелец коллекции из более ста велосипедов, в свободное время мотаешься по городам и весям в поисках раритетов и запчастей, а в рабочее опять-таки возишься с велосипедами, но уже как мастер цеха сборки OOO «МотоВелоЗавод». Знакомьтесь, уникальный человек – Алексей Клим, собиратель велосипедов.

Да, именно собиратель, не просто коллекционер, ведь многие экземпляры Алексей восстанавливает самостоятельно, разыскивая оригинальные детали по всей Беларуси и даже в России.

– Мое хобби началось с тандема ярко-желтого цвета, который я приобрел у одного фотографа, – рассказывает Алексей Клим. – Тандем – двухместный велосипед, где оба седока вращают педали. Я и теперь частенько катаюсь на тандеме с любимой девушкой Дианой. Но самый ценный в коллекции для меня – велосипед Минского Мотовелозавода первой модели В-16 1949 года выпуска. Это первый белорусский велосипед, запущенный в серийное производство в 1947 году.

Сегодня в коллекции семьи Клим около 30 полноценных велосипедов на ходу и вдвое больше в стадии реставрации. Своим увлечением Алексей заразил отца, и сегодня Алексей и Александр Клим вместе воссоздают раритеты и представляют свою коллекцию на фестивалях «Золотая миля», «Александрия собирает друзей» и других популярных площадках.

– Пополняется коллекция разными путями. Стороннего финансирования у нас, конечно, нет, все покупки совершаем за свои заработанные деньги. Случается, что нам дарят велосипед в память о своих близких, что-то находим по объявлениям, на площадках продаж, на пунктах приема металла – в общем, повсюду. Помимо родных, в поисках помогает и мой близкий друг Артем Амбражевич. Порой реставрация требует много времени и средств. Некоторые модели, особенно редкие и малосерийные, комплектуются не один год. Сложно определить, какой из наших велосипедов самый редкий. Для меня это модель Харьковского велосипедного завода «Турист-тандем» 1992 года выпуска.

Модель Харьковского велосипедного завода «Турист-тандем» в действии.

Конечно, есть у Алексея и велосипед-мечта – итальянский «COLNAGO Master Crono Del Tongo, Campagnolo C Record», признанный одной из наиболее успешных моделей 1980-х.

– До этого экземпляра я обязательно когда-нибудь дойду! – мечтательно улыбается мой собеседник.

Доводилось ли вам видеть велосипед без педалей? В коллекции Алексея Клима и такой имеется. Это единственный и неповторимый в своем роде лигерад (лежачий велосипед) на рычажном управлении с толкательным механизмом. Первая ассоциация при виде этой модели – велосипед для инвалидов. Ан нет, это экспериментальная гоночная модель, которую в 1980-х выпускали на Минском Мотовелозаводе – правда, не долго. Этот раритет раздобыт на металлобазе в Могилеве.

В центре – тот самый легендарный лигерад, велосипед без педалей.

Есть в коллекции Алексея и велосипед с интересной историей. На 15-й день рождения родители подарили парню «Cannondale SL 4».

– Это дорогой велосипед американского бренда. Такая модель в то время мелькала в популярных фильмах. Получился настоящий сюрприз, которым я был очень тронут. Гонял я на этом модном велосипеде безудержно, и спустя три года он стал полностью непригодным для езды. Так велосипед и провисел в сарае до нынешнего сезона, когда я, наконец, поставил его на ход. Уверен, что в свое время он тоже станет экспонатом музея.

Три редчайшие модели велосипедов производства Минского мотовелозавода

Создать на базе своей коллекции музей велосипедов – и заветная мечта, и ближайший ориентир семьи Клим. Сейчас сын с отцом ищут территорию, где можно было бы разместить отреставрированные модели.

– Перемещение нашего семейного достояния в будущий музей – это, конечно, хлопотная авантюра, – признает Алексей. – Но уже давно любая тема в нашей семье так или иначе вращается вокруг велосипедов. Даже путешествия, как правило, начинаются с поездки за какой-нибудь редкой деталью или моделью. Я человек дела, поэтому вопрос с музеем для меня – не задача из разряда «достать луну», а дело времени. Близкие люди разделяют мое стремление и помогают идти к цели. Есть и участие МотоВелоЗавода, при поддержке которого наша коллекция попадает на фестивальные площадки. И вообще, велосипед взращивает оптимистов. Так что, думаю, у нас все получится!

Ольга НИКОЛАЕВИЧ

Фото из архива героя

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости