Учащиеся инженерного класса гимназии №21 г. Минска посетили Минский автомобильный завод
Экскурсию на производство организовали в рамках реализации обучающего кластера «гимназия-колледж/университет-предприятие», а также с акцентом на профориентацию среди школьников.
Как рассказала директор гимназии №21 г. Минска Виктория Немкович, заинтересовать детей инженерной профессией – такая задача поставлена на уровне государства. Педагоги провели опрос среди гимназистов в конце учебного года, когда дети заканчивали 9-й класс. По желанию родителей и заинтересовавшихся учащихся был сформирован инженерный класс. При отборе ребят учитывался и средний балл аттестата – он должен быть не ниже 7 баллов, как и отметки по профильным предметам. Сегодня в 10 «Б» по новому профилю учится 27 ребят.
– Юноши и девушки выбрали себе разные профильные предметы: в инженерном классе получилось два профиля обучения – химико-биологический и физико-математический. Каждый идет в своем направлении. Плюс усилен курс информатики, – рассказала руководитель гимназии.
Она уточнила, что такой формат обучения получил название мультипрофиль.
– Учебный процесс организован так, что дети занимаются не всем классом. На занятия по предметам, где у них предусмотрено углубленное изучение, они расходятся по разным кабинетам. У кого-то больше химии и биологии, у кого-то физики, математики и информатики, – пояснила Виктория Немкович.
Кроме того, учащиеся инженерного класса посещают факультативное занятие «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». Таким образом педагоги стараются сформировать у ребят положительное отношение к инженерным профессиям и мотивировать старшеклассников к продолжению обучения в вузах по этому профилю. Дети изучают разные направления – от машиностроения до биоинженерии и агробиологии.
Согласно статистике, сегодня до 30% школьников выбирают дальнейший профессиональный путь в зависимости от специализации, которую ребята выбрали еще в 10-м профильном классе.
– Посещение предприятия важно для изучения машиностроения, чтобы ребята своими глазами могли увидеть весь технологический процесс, понять, в какой обстановке работают люди и, как говорится, «пощупать» профессию руками, задать вопросы, которые их интересуют, – это тоже помощь учащимся в том, чтобы они могли сориентироваться и стать в будущем именно инженерами, – уверена директор гимназии.
Кстати, МАЗ не единственное предприятие, которое гимназисты с педагогами планируют посетить в течение этого учебного года. В списке знакомств – «Атлант», «Коммунарка», «БелАЗ».
Как отмечает директор гимназии, координатором проекта по обучению школьников в инженерных классах определен БНТУ. Именно ведущий технический вуз страны разработал учебную программу курса для всех учреждений образования. В ней установлены уникальные межпредметные связи, объединяющие физику, математику, географию, биологию, химию, информатику.
– С момента создания инженерного класса в гимназии мы заключили договор о сотрудничестве с БНТУ. Наши дети уже посещали вуз, обучались в аудиториях. В вузе тоже разработан свой курс обучения, а на Минском автомобильном заводе нам представили учебный класс БНТУ – так и реализовывается связка «гимназия-колледж/университет-предприятие», – делится директор гимназии.
Виктория Немкович добавила, что разработана дорожная карта, где в области подготовки детей на инженерные специальности прописано, что должно делать учреждение образования, чем помогает гимназии БНТУ и предприятия, в том числе МАЗ.
– Я думаю, в этой совместной работе есть хорошая профориентационная направленность для детей получать инженерные специальности. От открытия профильного класса ожидаем только положительный эффект. Надеемся, что ребята по окончании гимназии выберут инженерную специальность, а мы внесем свой вклад в то, чтобы вырастит будущего специалиста, – поделилась мнением директор школы.
К слову, тема профориентации школьников сегодня актуальна. Она служит одним из решений проблемы дефицита рабочих кадров, которая на этой неделе обсуждалась на межведомственной коллегии Министерства образования по реализации государственной молодежной политики в сфере промышленности.
Как отметил на заседании министр образования Андрей Иванец, подготовку инженерных кадров в вузах Беларуси осуществляют по более чем 185 специальностям. На этот профиль обучения ежегодно принимают около 17 тыс. молодых людей. Средние специальные учреждения образования для организаций Минпрома готовят инженерные кадры по 40 специальностям, на уровне профтехобразования – более 16 профессий.
Примером работы в этом направлении может служить посещение учащимися инженерного класса столичной гимназии №21 Минского автомобильного завода. Ко встрече с подрастающим поколением на производственной площадке флагмана машиностроения присоединился и председатель профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» Валерий Курсевич. Обсуждали с руководством МАЗа и отраслевым профсоюзом не только перспективы работы на предприятии. Возможности заключения договора на целевую подготовку также были в центре внимания молодежной аудитории.
Ребята побывали на главном сборочном конвейере МАЗа, где выпускают грузовую технику. В цехе мелкой серии узнали, как собирают пассажирский транспорт, заглянули в музей истории трудовой славы предприятий, узнали историю становления гиганта отечественного машиностроения.
Гимназистам рассказали, как устроена работа в управлении главного конструктора и показали учебный класс БНТУ, который работает на базе МАЗа с февраля 2022 г. В этом учебно-практическом центре осуществляют подготовку студентов БНТУ – будущих кадров для отечественного машиностроения. Уже в процессе обучения молодежь получает практические знания и ценный профессиональный опыт.
В распоряжении будущих специалистов интерактивный класс, аудитория для теоретического обучения и лабораторная зона, оснащенная всем необходимым оборудованием. В материально-техническую базу центра входят не только макеты, но и реальная техника, производимая Минским автомобильным заводом.
– Здесь проходят занятия по 3D-моделированию, преподаются дисциплины по проектированию, технологии, дизайну, ведутся лекции по проектированию автомобилей с электроприводом. Студенты, а МАЗ работает уже с тремя факультетами БНТУ, могут отработать теорию на реальных системах настоящего автомобиля, – рассказал заместитель начальника управления главного конструктора Андрей Калинин.
Он отметил, что главное преимущество центра – его расположение в непосредственной близости от экспериментальных и испытательных цехов, а значит, молодежь может, если возникли вопросы, вживую увидеть, как собираются экспериментальные детали и агрегаты автомобиля.
– Реализация связки «гимназия-университет-предприятие» – нужное и перспективное направление, чтобы дети приходили и знакомились с работой конструктора, технолога. Когда ребенок определяется с будущей профессией, уже на раннем этапе у него закладывается любовь к выбранному делу. Дети не всегда представляют нюансы той или иной профессии, но находясь на сборочном конвейере или в конструкторском бюро они вживую видят эту работу, – убежден Андрей Калинин.
Он добавил, что раньше в учебном центре работали со студентами. Теперь такая возможность скорее всего появится и у учащихся инженерных классов. Ребята смогут приходить на завод, где в учебном классе в роли педагогов выступают не только специалисты-конструкторы, но и специалисты экономических подразделений.
Много сделано для практикориентированного обучения молодежи на промышленных предприятиях, в том числе на МАЗе. Учебный класс прямо на производстве для этого и создавался, а учащиеся инженерного класса еще раз убедились в правильности выбранного профиля обучения.
К примеру, Артем Гривдо мечтает стать инженером-программистом, Минский автомобильный завод впечатлил гимназиста своей спецификой работы:
– По-моему мнению, инженерный класс – это что-то новое в школьном образовании. Даже если ты работаешь обычным инженером, то можешь изучать науку. Это помогает тебе развиваться, ведь мир не стоит на месте, – убежден Артем.
Он отметил, что экскурсия на МАЗ внесла колорит в осенние каникулы.
– Сегодня был интересный день. Я увидел, как конструируют и производят машины, нам рассказали из каких узлов они состоят, где берут комплектующие. Впечатлили масштабы завода. Он огромный. Наверное, даже хотелось бы работать на таком производстве. Я пообщался с работниками. Один из них рассказал, что 19 лет трудится на МАЗе и постоянно совершенствует свой багаж знаний, ведь машиностроение активно развивается, каждый раз появляется что-то новое от деталей до нюансов сборки.
С будущей профессией уже определился и Михаил Корбан:
– Я намерен стать инженером-технологом. Для этого нужно углубиться в такой профиль обучения, как химия-биология или физика-математика, поэтому решил продолжить обучение в инженерном классе. Поступать буду в БНТУ или БГУИР, – делится десятиклассник. – Площадка, которую сегодня посещали, может помочь в достижении заветной цели. Хочу отточить навыки, получить знания для поступления. В какой-то степени моя будущая профессия будет связана с моделированием, разработкой и внедрением новых технологий.
Не только большое желание получить востребованную профессию, но и высокий средний балл аттестата помогли пройти отбор в инженерный класс и Арине Адасько:
– Советовалась с родителями, долго решали и обсуждали, в каком направлении получать образование, и выбор сделан. Инженерный профиль созвучен с моей будущей профессией, я хочу стать инженером-микробиологом. Учиться мне нравится, да и с успеваемостью проблем нет. Экскурсия на МАЗ очень понравилась, впечатлило, как на конвейере идет сборка большегрузов, – призналась Арина.
В завершение встречи на МАЗе председатель профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» Валерий Курсевич напутствовал учащихся инженерного класса:
– Минский автомобильный завод богат трудовыми династиями и славится своими традициями. Хочется, чтобы вы прониклись этой атмосферой и не боялись завода. За каждой единицей техники, сошедшей с конвейера стоит слаженная работа коллектива. Этим надо гордиться! Уверен, что среди вас найдутся ребята, которые захотят связать свою жизнь с машиностроением. Успехов и удачи в выборе профессии, оставайтесь хорошими людьми, будьте настоящими белорусами, любите свою страну и свое дело, – пожелал профсоюзный лидер.
Безусловно, у инженерного профиля обучения есть будущее. На проект обратили внимание даже на международном уровне. Школьников инженерных классов предложили включать в состав участников Зимней школы по инженерным наукам Союзного государства. С такой инициативой выступила член Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам Анна Старовойтова на заседании Постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России «Практика формирования и задачи синхронизации структурно-методических систем и стандартов среднего и высшего образования в Беларуси и России», который проходил Ярославле 1-2 ноября.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото автора