Почему цены на авиабилеты в Европе стали заоблачными?
Комиссар ЕС по транспорту заявил, что необходимо «подробное объяснение» после того, как за лето цены на билеты выросли на 30%.
Авиакомпании получают огромную прибыль от глобального туристического бума, который поддерживает цены на авиабилеты на высоком уровне, сообщает британская газета Financial Times.
Стоимость авиабилетов остается выше допандемического уровня, поскольку перелеты пользуются устойчивым спросом. После пандемии жизнь в целом стала дороже, но немногие вещи выросли в цене так сильно, как авиабилеты.
Это глобальная проблема, которая усиливалась с начала 2022 года. В феврале 2023 данные авиационной аналитической компании Cirium показали, что средние цены на билеты на сотни самых популярных маршрутов в мире выросли на 27,4% по сравнению с началом 2022 г., когда еще сохранялся эффект постпандемии. Популярные авиакомпании побуждали путешественников вернуться в небо.
Хотя с тех пор во многих странах инфляция резко возросла, рост цен на авиабилеты по сравнению с периодом до пандемии значительно превышает национальные темпы инфляции за это время.
Комиссар ЕС по транспорту Адина Валеан сообщила Financial Times, что Брюссель сейчас изучает этот вопрос, чтобы выяснить, «что именно происходит на рынке и почему».
Авиакомпании приводят множество причин в свое оправдание: от растущего спроса на поездки до нарушения цепочек поставок всего, от самих самолетов до запчастей. Тем не менее, многие говорят, что высокие цены на авиабилеты сохранятся. Это отчасти должно компенсировать вред наносимый окружающей среде летающими самолетами.
В течение двух лет пандемия COVID-19 наносила ущерб отрасли. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), поскольку самолеты на продолжительное время «зависли» в аэропортах по всему миру, совокупные убытки отрасли в 2020 и 2021 гг. составили не менее 200 млрд долларов.
В то время как пандемия привела к резкому прекращению полетов, возвращение к нормальной жизни вызвало небывалый туристический бум. На протяжении 2023 г. практически все крупнейшие авиакомпании мира фиксировали рекордную прибыль, стремясь удовлетворить огромный спрос.
Компания Ryanair, крупнейший европейский авиаперевозчик по количеству пассажиров, заявила, что рассчитывает получить рекордную прибыль в размере до 2 млрд евро в текущем финансовом году. Авиакомпании Lufthansa, Singapore Airlines, IAG, Air-France-KLM, Emirates и American Airlines входят в число тех, кто также опубликовал невероятно доходные результаты деятельности в этом году.
В июне IATA заявила, что впервые с 2019 г. ожидает, что общий доход авиационной отрасли превысит 800 млрд долларов.
Авиакомпании констатируют, что хотя повышенный спрос помогает им получать рекордные прибыли, недостаток пропускной способности вынуждает повышать цены. Проблемы в цепочке поставок в этом секторе привели к задержкам в авиастроительных корпорациях Airbus и Boeing, которые изо всех сил пытаются удовлетворить потребности авиакомпаний в новых самолетах и запчастях.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников