Из Беларуси – в Беларусь! Побывали в необычном местечке
А вы знали, что в Беларуси есть населенные пункты, которые называются… Беларусь? Одну такую деревеньку мы отыскали в Слуцком районе. Собственно, по статусу она и не деревня вовсе, а поселок. Но по сути – обычная белорусская вёска.
Поселок Беларусь на Слутчине – один из тех населенных пунктов, которые появились только в начале XX века. После революции 1917 года, когда новые власти активно занялись переустройством сельской жизни, вблизи старых деревень выросли новые поселки с соответствующими духу того времени названиями. Борьба, Хлебный Клин, Красная Нива, Сахалин, Беларусь (до 2004 года Белорусь. – Прим. авт.) и другие стали спутниками села Середняки. «Все, кто живут в поселках, называют себя «середняковскими людьми», – объясняет здешние особенности наш экскурсовод, местный краевед Сергей Шпак, пока мы едем в сторону Беларуси. – Старики, кстати, никогда не пользовались официальными названиями: Восток звали Гумнiшча, Хлебный Клин – Рэчкi, а Беларусь – Воўкаўня».
По пути останавливаемся у дорожного указателя «Беларусь», чтобы запечатлеть его, как говорят, для истории. «Вот этот дом купили под дачу, – рассказывает Сергей Леонидович, когда мы въезжаем в поселок, – а здесь жанчынка живет, на пенсии сюда из Минска переехала. Давайте к ней зайдем». По всей видимости, заприметив незнакомый автомобиль, хозяйка сама выходит нам навстречу. «Добрый день, Тамара Федоровна, вот привез журналистов, хотят про ваш поселок рассказать», – приветствует односельчанку Шпак. «Да вы проходите в хату», – по-белорусски гостеприимно приглашает пенсионерка. В доме натоплено, пахнет пирогами. «Я пирожки напекла, – улыбается она, – угощу вас на дорожку».
Тамаре Гапанович уже за 70, она местная, родилась в поселке, а по окончании школы уехала в Минск. Четверть века отработала оператором ЭВМ на заводе автоматических линий, потом на молокозаводе. В родительский дом вернулась, уже будучи на пенсии. На вопрос, не жалко ли было оставлять город и возвращаться к сельской жизни, отвечает так: «Я люблю деревню. Это меня бацькi в Минск отправили, тогда все родители старались детей в городе устроить. А мне не нравится сидеть в четырех стенах». Вернувшись в родные края, Тамара Федоровна до 65 лет трудилась в местном колхозе. «Я бы и сегодня еще работала, но из-за возраста уже не берут, – шутит она. – Так что занимаюсь своим хозяйством». А оно, как и у большинства современных сельских пенсионеров, небольшое. «У меня три козочки, куры, собака и коты приблудные, которых подкармливаю, – говорит хозяйка. – Кое-что сажаю в огороде. Сын с невесткой приезжают, помогают. Вот грубку (небольшая печь. – Прим. авт.) новую этим летом сложили, теперь тепло держит».
К слову, из полутора десятков домов на сегодняшний день в поселке осталось семь. Среди соседей Гапанович – большинство такие же пенсионерки, как и она сама. К одной из них – Марии Воронько – мы направляемся по совету Тамары Федоровны.
Марии Михайловне уже 85, но она бодрая, активная и совсем не выглядит на свой почтенный возраст. «Я сама из Нивы, это тоже середницкий поселок, – рассказывает пенсионерка. – Сюда замуж вышла. Так всю жизнь здесь и жила, работала полеводом в колхозе. Тяжело было, конечно, но мне дети помогали, их у меня четверо». «Да, раньше все вручную делали, пропалывали по три гектара, – поддерживает разговор Сергей Леонидович. – Картошку выбирали». «Сегодня жизнь в деревне стала легче», – продолжает рассказ Мария Михайловна. Приученная смолоду к тяжелому деревенскому труду, она и посейчас сама обрабатывает свой земельный надел. «У меня и арбузы, и дыни растут, – пенсионерка с гордостью перечисляет зеленых обитателей своего участка. – Дочка старшая ругает меня, кидай, говорит, это, а мне лучше, каб двигаться, а не сидеть в хате. Я и в молодости любила рабiць. Сегодня мне и дня бы не хватило, что я ранiцай успевала сделать. Встану в начале пятого, булочек напеку, свиньям наварю, корову подою, детей в школу отправлю и к 8 часам на работу иду».
За свою нелегкую трудовую жизнь орденов и медалей наша собеседница не заработала, но одна награда у нее все-таки есть. Самая дорогая, которую она хранит вместе с фотографией своей большой семьи. «Мне его внучка на юбилей вручила, – Мария Михайловна показывает семейное дерево, на каждой веточке которого – ее дети, внуки и правнуки. Перед тем как попрощаться еще с одной жительницей Беларуси, интересуемся у нее названием поселка. «Откуда оно пошло, не скажу, – отвечает она. – Но казусы по телефону из-за этого случались. Кто-то позвонит, ошибется номером и спрашивает: мол, куда я попал? Я говорю: в Беларусь. А мне в ответ: понимаю, что в Беларусь, но куда конкретно? Я тогда объясняю, что это поселок такой – Беларусь. Вместе смеемся потом».
По традиции перед отъездом решаем прогуляться по единственной поселковой улице, поснимать окрестности. Ничего особо запоминающегося в поселке нет. Клуба и магазина здесь тоже никогда не было, за продуктами жители ходили в Середняки. Сейчас отовариваются в автолавке, которая приезжает по понедельникам и четвергам.
Встретившаяся нам по дороге Антонина Зубак оказывается одной из немногих оставшихся в поселке работающих сельчанок. Она как раз возвращалась с фермы, где трудится животноводом и, как сама выразилась, «глядит за телятками». «Ой, вы только не снимайте меня», – засмущалась женщина. Мы пообещали, что фотографию для публикации выберем хорошую. Антонине – 46, и уже 18 лет вместе с мужем-украинцем они живут в Беларуси. «Я сама с Нивы, – рассказывает она, – а здесь дом купили и переехали жить». На вопрос, нравится ли ее супругу в Беларуси, пришлось уточнять, что мы имели в виду страну в целом, а не только их поселок. «Нравится, он у меня в строительстве работает, – отвечает собеседница. – У нас двое взрослых детей – старший сын в Минске живет, а младший в Слуцке учится». По ее мнению, в деревне, несмотря ни на что, тоже можно хорошо жить. «У нас условия в доме, – говорит Антонина. – Работа близко, я на велосипеде по свежему воздуху езжу, а если надо в Слуцк, по средам, пятницам и в воскресенье ходит автобус».
Пока мы беседовали «за жизнь», к нам вышла еще одна из местных жительниц – Валентина Козел, напротив дома которой мы устроили фотосессию для Антонины. «Раньше в поселке весело было, детей много, бегали по дворам, играли, – поделилась воспоминаниями пенсионерка. – Сейчас из молодежи одна наша Маша и осталась». В отличие от соседок, Валентина Владимировна живет не одна, а с семьей сына. «Он у меня механизатор в колхозе, – рассказывает, – а жена его в детском садике работает».
«А внучка в школе сейчас?» – уточняет Сергей Шпак. «Да, она в 11-м классе учится в Подлесье (деревня, где находится школа. – Прим. авт.), домой только в четвертом часу вернется, – отвечает Валентина Владимировна и дополняет: – Мне уже скоро 80, вот с палочкой хожу, самой по дому было бы трудно управляться, но за мной сын и невестка доглядают».
На прощание делаем несколько общих снимков для двух соседок и благодарим Сергея Леонидовича, который провел с нами в путешествии по Знаменскому сельсовету почти целый день. И хотя мы не увидели особых достопримечательностей, зато познакомились с прекрасными людьми, чьи трудолюбие и жизненная стойкость показались нам достойными восхищения не меньше творений зодчего.
Юлия ФЕДОТОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ