Наверх

«Я оказалась в психологической яме»: белоруска о карьере маркетолога и поиске себя

30 августа 2019

Минчанка Екатерина Горбач работала в крупном медийном агентстве, но решила оставить блестящую карьеру и высокооплачиваемую работу ради психологии и тренерства. О профессиональных перипетиях, семье и поиске себя – в материале 1prof.by.

– Катя, свою карьеру ты начинала в маркетинге и в этой сфере достигла немалых успехов. С чего все начиналось?

– Я училась в минской гимназии № 12. При поступлении в 10-й класс нам можно было выбрать направление обучения: экономическое, медицинское или юридическое. Я решила остановиться на первом варианте, так как уже тогда живо интересовалась основами маркетинга.

После школы поступила в БГЭУ на факультет маркетинга. В университете я окунулась в эту сферу полностью – меня интересовало буквально всё. Участвовали с подружкой в бизнес-игре «Handmade Marketing» и заняли 1-е место. Эта была настоящая победа, ведь в жюри находились самые именитые авторитетные маркетологи.

Будучи на 4-м курсе, я училась в автошколе, входила в сборную вуза по спортивной аэробике, подрабатывала в рекламном агентстве и… ждала ребенка.

– Наверное, каждый работодатель хочет видеть у себя таких молодых и активных сотрудников. Какое направление ты выбрала после вуза?

– Диплом я защищала по CRM-системам. Хорошо знала аналитические программы, где по автоматическим подсчетам можно было «вытягивать» любые данные и закономерности.

Моим первым рабочим местом стало производственно-торговое предприятие, где я год трудилась в должности маркетолога-аналитика: проводила анализ продаж по торговым точкам и разрабатывала мотивационные пакеты для агентов.

После меня пригласили работать в отдел маркетинга одной из крупных столичных медицинских сетей. Особенно нравилось вести разные направления – от обслуживания клиентов до работы с докторами, маркетинговыми программами.

– В этой компании ты проработала 3 года – достаточно длительный период. Каких карьерных высот получилось достигнуть за это время?

– Благодаря работе всей команды удавалось оптимизировать многие процессы и увеличивать прибыль. Позже директор доверил мне работу с отделом администраторов, а это более 20 человек. Мы учились всему: как отвечать на звонки, как давать оценку компетенции врача, как продавать наши услуги. Ведь администраторы должны предложить клиенту максимально развернутую и полную информацию.

Так из специалиста по маркетингу я «выросла» до заместителя директора по развитию.

– Но ты все равно решила уйти в вольное плаванье. Как тебе было в роли предпринимателя?

– Да, вместе с подругой – швеей-дизайнером мы открыли ателье по креативному пошиву одежды. За полгода нам удалось окупить наше оборудование и выйти в «ноль». В течение года мы наняли еще 2 сотрудников. Я занималась всеми финансовыми, организационными, маркетинговыми вопросами: ценами, ассортиментом, рекламой, налогами.

Помню, как писали рекламные листовки. Это были юмористические стихи либо предложения-слоганы, на которые не откликнуться было невозможно хотя бы потому, что люди из любопытства хотели посмотреть на составителей. Я лично раскидывала листовки по почтовым ящикам, обходя подъезды десятков жилых домов. И к нам начали приходить люди.

Таким образом проработали год, а потом грянул кризис. Кажется, был 2006 год. Доллар вырос с 3 до 6 тысяч рублей на «черном» рынке. Количество клиентов резко сократилось. Мы растерялись, потому что были неопытные. Понимали, что надо платить зарплаты, налоги, аренду. У нас не было «крыши» и человека, который мог бы помогать. В тот переломный момент к нам пришла женщина и предложила продать ей ателье. Это было чудо – согласились, не раздумывая.

– Ты продолжила предпринимательскую деятельность или решила снова вернуться к работе наемного сотрудника?

– Я поняла, что нужно искать работу. Так попала в медицинский центр коррекции веса, где продолжила работать с клиентским обслуживанием, маркетинговым продвижением и развитием иностранного медтуризма. И увлеклась этой работой настолько, что начала подтягивать к сотрудничеству знакомых журналистов и всех, кто работает в медийной сфере.

– В это же время ты стала участницей конкурса «Мисс Байнет»…

– Я узнала о данном онлайн-мероприятии, когда наша компания решила стать его партнером. Было более 5 тысяч участниц.  Я подумала, почему бы не стать одной из них, чтобы понимать, что происходит внутри и снаружи, лучше изучить нашу целевую аудиторию.

Прошла разные этапы и попала в финал, в первую «десятку». Благодаря участию в конкурсе появилось еще больше знакомых, друзей, полезных контактов. Я почувствовала себя более уверенной как специалист и то, что конкурентоспособна на этом рынке.

– Что стало причиной ухода с этого места работы?

– Так сложилось, что учредители медицинского центра решили поделить его на новые направления. Команда, с которой я работала, – распалась.

– И куда направилась дальше?

– Предложений по трудоустройству было много. Но я выбрала международное рекламное медийное агентство. Опыта работы в этой сфере не было, но мне доверили работу с очень крупным иностранным клиентом. С этого момента у меня начался самый интенсивный и напряженный период в жизни: отвечала за всю рекламу клиента, бюджет, планирование, реализацию и контроль, договаривалась о ценах и условиях размещения рекламы примерно с сотней подрядчиков каждый месяц. Недели проходили как часы. Вспоминаю этот период с большой благодарностью: я научилась решать сложные вопросы и находить выход из безвыходных, казалось бы, ситуаций.

«Переломный момент наступил, когда поняла, что нужно что-то менять».

– Как ты справлялась с напряженным графиком?

– В таком режиме работала 3 года, после чего наступило профессиональное выгорание. Я устала настолько, что практически разрушила свою жизнь «вне работы»: ухудшились отношения с родными и близкими, практически не виделась с ребенком, начались проблемы со здоровьем – стала плохо выглядеть. Не удивительно, что однажды меня забрали в больницу.

Я оказалась в психологической яме. Это был тот переломный момент, когда поняла: нужно что-то менять.

Листая ленту в социальных сетях, увидела рекламу курсов лидерского роста и пошла туда учиться. Там мы сами себе ставили задачи, а достичь их помогали профессиональные тренера. Они работали индивидуально с каждым и мотивировали дойти до своих целей: личностных, финансовых и карьерных. Курсы длились несколько месяцев. За это время я «ожила», появились новые друзья.

– Как ты сама стала тренером?

– Когда обучение заканчивалось, у меня были одни из самых успешных результатов, и главный тренер предложил мне стать ассистентом для следующей команды, самой быть примером для новых участников. Согласилась.

– Тренер личностного роста сильно влияет на жизнь человека, с которым работает. Тебе не было страшно?

Я переживала, что меня будут воспринимать как слишком молодую и неопытную. Но потом быстро влилась в атмосферу и просто делала то, что надо было делать.

– Как новая работа отразилась на твоих отношениях с родными?

– Больше внимания начала уделять сыну. К слову, он как раз и повлиял на мое увлечение психологией: я боялась потерять контакт с ребенком и жила с чувством вины перед ним за то, что не уделяла недостаточно внимания. Я использовала любую возможность, чтобы как можно чаще быть рядом с ним.

Например, когда сын поехал на отдых в летний детский лагерь, я попросилась туда же помощницей повара. В свободное время занималась с детками и помогала вожатым.

Дети – это практическая психология под увеличительным стеклом. Здесь всё ярко и очевидно, неприкрыто масками. Ты можешь наблюдать все процессы, происходящие в детском коллективе: стремление к лидерству и нелидерство, попытки отвоевывать власть, постижение механизмов сотрудничества. Это своеобразная психологическая энциклопедия.

«Это счастье, когда ты занимаешься тем, что приносит удовлетворение».

– Когда ты поняла, что психология – это твое?

– Чтобы это осознать, понадобилось около 3 лет. За время постоянного общения и работы с людьми в маркетинге я поняла, что у меня хорошо развита эмпатия. Благодаря имеющимся способностям и усердию всё стало получатся и в этой сфере. Тогда решила учиться психологии и получать второе образование.

– На каком уровне в профессии ты находишься сейчас?

– На сегодняшний день обучаюсь специальности педагога-психолога в Белорусском государственном университете. Уже 4 года работаю с людьми в области психологии и отношений, получила международную сертификацию тренера и ряд других квалификаций, провожу тренинги.

Создала свой видеопроект об отношениях мужчин и женщин. Его цель – помочь каждому найти «своего» человека. В программе каждый герой отвечает на вопросы, связанные с восприятием противоположного пола, разрушая таким образом мифы и гендерные стереотипы.

Могу сказать, что это счастье – заниматься тем, что приносит тебе удовлетворение, радость и хороший доход, хоть и далеко не сразу.

– Был страх, что у тебя не получится построить успешную карьеру?

– Сомнения, тревоги, страх не справиться – все это было. Порой опускались руки, чувствовала себя самозванцем, но вернуться в прежний офис уже не могла. Если боишься – не делай, если уже делаешь – не бойся.

Благодаря поддержке близких людей я продолжала двигаться в нужном направлении. Важно заметить, что у меня была финансовая подушка, созданная за время работы в медийном агентстве, – это позволило учиться.

– Что бы ты могла пожелать тем людям, которые сейчас находятся на карьерном распутье?

– Удачи и, главное, безграничной веры в себя! Вы и только вы можете влиять на то, как складывается ваш жизненный путь.

Дарья ЗИМАК

Фото из личного архива героини

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
7 мая 2024 6 мая 2024 5 мая 2024 4 мая 2024 3 мая 2024
Все новости