Нет переправы – нет «скорой», нет работы: когда до соседнего района – 100 метров
Паромная переправа Лунинец–Столин из-за снижения уровня в воды в Припяти приостановила работу. На вопрос, как надолго, ответить не берется никто, но все надеются, что в регионе пойдут дожди, и все вернется на круги своя.
Капитан-механик паромной переправы Евгений Рафалович прекрасно знает, как туго приходится жителям двух соседних районов, когда вверенное ему заведение прекращает работу. Обычно это случается в зимний период во время ледостава. Иногда и летняя жара играет в недобрые игры – уровень воды в Припяти опускается ниже критического и приходится становиться на якорь.
– Чтобы мы могли работать, минимальный уровень воды в реке должен составлять 80–90 см, – рассказывает Евгений Рафалович. – Сейчас нет и этого. Сначала мы уменьшили вес перевозимого транспорта – одна единица не более 2 тонн, но это лишь полумера. Из-за длительного отсутствия осадков пришлось прекратить работу.
Паром может перевозить однократно до 60 тонн груза. Это примерно 20 легковых автомобилей. Летом он делает за день по 22 рейса, зимой – 20. В итоге за месяц с одного берега на другой реки Припять переправляют порядка 2 тысяч автомобилей. Когда переправа становится на вынужденный покой, народу приходится туго, так как путь из Лунинецкого в Столинский район автоматически удлиняется на приличное расстояние. Скажем, если ехать через Пинск, то приходится преодолевать лишние 100 километров, если через Житковичи Гомельской области, то все 160.
– Обиднее всего, что два района отделяют друг от друга всего 100 метров, – подчеркивает Евгений Викторович, – но преодолеть водную преграду на автомобиле без переправы невозможно. А вот добраться из Лунинца в Столин можно – по железной дороге. Или старым дедовским способом — на лодке. Местные жители по праву считают ее средством передвижения и в случае необходимости оказывают нуждающимся услугу по перевозке с одного берега на другой.
К слову, на карте региона паромная переправа Лунинец-Столин появилась не так уж и давно – ее возвели в 2012 году по программе развития Белорусского Полесья и отдали на баланс Лунинецкого ДРСУ-101 филиала КУП «Брестоблдорстрой». Как жили люди до этого?
– А очень просто! – уверен лунинчанин Игорь Гапон. – Выручали дизель-поезд или все та же лодка. В соседнем районе испокон веков растили огурцы и капусту, делали кирпич. К тому же, в нашем городе проживает немало столинцев, у которых на другом берегу осталась родня. Появление парома существенно облегчило жизнь людям, однако и без него ничего не останавливается. Сложнее, конечно, но не катастрофично.
На столинской стороне паром расположен в живописной деревне Коробье. На сегодняшний день местных жителей там можно пересчитать по пальцам, а вот домов сохранилось много. И ни один не пустует. Их приспособили под дачи и агроусадьбы, пользующиеся спросом как у жителей нашей страны, так иностранцев. По словам капитана паромной переправы, их приезжает немало, в основном, правда, украинцы и россияне. Облюбован этот уголок Полесья и любителями порыбачить. Так что переправа без дела не стоит. Правда, ее содержание – удовольствие не из дешевых и лежит на плечах Брестского областного и Лунинецкого районного бюджетов. Это примерно 360 тысяч рублей в год. Одно время попробовали сделать переправу платной, но такая практика просуществовала недолго и себя не оправдала. В итоге с одного берега Припяти на другой любой транспорт «переезжает» бесплатно.
На переправе помимо ее руководителя работают еще 8 человек – 6 матросов и 2 моториста. Все вместе они обеспечивают работу катера, задействованного на переправе. И несут круглосуточное дежурство, даже если переправа не работает.
– Бывают ситуации, когда нам приходится действовать в авральном режиме, не придерживаясь расписания, – рассказывает Евгений Рафалович. – Месяца два назад железная дорога ремонтировала мост, и движение дизелей было перекрыто. Чтобы люди могли добраться до места назначения, мы переправляли автобусы с одного берега на другой.
Поведал начальник переправы и о том, как зачастую приходится и в ночное время перевозить скорую помощь, спешащую на вызов или везущую кровь редкой группы из одного района в другой. Иногда приходится помогать правоохранительным органам и также в ночное время гонять туда-сюда паром.
– Впрочем, никогда такого не было, чтобы мы закончили работу в отведенное время, оставив на одном из берегов очередь автомашин, – уверяет собеседник. – Если не управляемся за последний рейс, то делаем самый последний, но людям помогаем. Прямо как в песне – соединяем берега.
Галина СТРОЦКАЯ