На работу вход воспрещен: уволиться по закону и получить компенсацию
Плохое начало
Елена Рыбина (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) устроилась на упомянутое предприятие кладовщиком в начале 2018 года. Организация была на хорошем счету, и женщина даже представить не могла, что через несколько месяцев ей придется пройти через серьезные испытания.
– С мая стали задерживать зарплату – просили потерпеть. До этого проблем не было, мы верили руководству и ждали. Но ни в июне, ни в июле ничего не изменилось, – вспоминает Елена. – В конце августа мы узнали, что склады, на которых работаем, уже несколько недель являются собственностью другой организации.
Речь, кстати, шла о целом комплексе из 17 (!) объектов. Оказалось, склады проданы на торгах, которые проводил отдел принудительного исполнения. В начале сентября 2018-го новый владелец сменил замки и ограничил доступ на территорию. Работники не раз звонили нанимателю.
– Нам отвечали, чтобы мы шли на рабочие места – дескать, новые владельцы складов не имеют права нас выгонять. Потом прислали официальную бумагу, в которой говорилось о смене собственника и предлагалось продлить трудовые отношения с новым владельцем, – продолжает свой рассказ Елена. – Мы хотели сохранить работу и подписали согласие. Но территория по-прежнему была закрыта, каждый день мы стояли у ворот – боялись, что уволят за прогулы.
Ввел в заблуждение?
В сентябре прошлого года работники складов пришли на профсоюзный правовой прием в Зельвенское районное объединение профсоюзов. Председатель объединения Ирина Пузач, чтобы разобраться в ситуации, направила соответствующий запрос новому собственнику складов.
– В официальном ответе он пояснил, что приобрел не предприятие, а имущественный комплекс зданий и сооружений, принадлежавших ранее ЗАО «Агробиоресурс». Это значит, что статья 36 Трудового кодекса («Трудовые отношения при переподчинении, реорганизации организации и смене собственника имущества») не применима в данной ситуации и трудовые отношения с работниками не продлеваются, – поясняет Ирина Пузач. – Бывший руководитель, таким образом, ввел работников в заблуждение, когда предложил работать у нового владельца.
В начале октября руководство «Агробиоресурса» предложило работникам перевестись в другую местность вместе с нанимателем – в Городею. Но этот населенный пункт находится в Минской области, от Зельвы до него почти 150 (!) километров. Разумеется, желающих не нашлось. Елена вместе с другими работниками продолжала приходить каждое к утро к складам. 16 октября комиссия засвидетельствовала, что кладовщики не могут попасть на территорию и, соответственно, выполнять вне складов свои прямые обязанности…
В ноябре профсоюз помог двум работникам, которые уволились на тот момент, взыскать через суд заработную плату и средний заработок за задержку расчета, а Елене Рыбиной и рабочему по обслуживанию зданий и сооружений Игорю Семенову (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) – добиваться увольнения в связи с сокращением численности работников. Их интересы в судах представлял зампредседателя Гродненского областного объединения профсоюзов Андрей Кардаш.
Справедливость есть
Судебные заседания по этим искам длились практически полгода. Наниматель настаивал, что увольнение в связи с сокращением численности работников по п.1 ст.42 Трудового кодекса – это инициатива руководства, а оно такое решение не принимало. В качестве аргумента выдвигался и такой факт: возможно, в будущем склады опять перейдут в управление ЗАО «Агробиоресурс» и вновь понадобятся работники.
– В августе 2018 года был объявлен вынужденный простой, но уже в ноябре наниматель уведомил людей в здании суда, что не продлевает с ними контракты. Разве это не «скрытое сокращение»? – задает вопрос Андрей Кардаш. – Несмотря на то, что суд согласился с позицией нанимателя, мы подали иск в связи с нарушением условий контракта и законодательства о труде, ведь в июле 2018-го работников лишили части зарплаты без уведомлений. Кроме того, руководство предприятия несколько раз задерживало выплаты работникам во время простоя, несмотря на то, что суммы были небольшие.
В итоге суд Зельвенского района обязал ответчика изменить формулировку увольнения на «досрочное расторжение в связи с нарушением условий трудового договора», а также выплатить положенную в таком случае компенсацию. ЗАО «Агробиоресурс» пыталось обжаловать это решение в областном суде, но оно было оставлено в силе. Положенные денежные суммы работники уже получили. Справедливость восторжествовала.
Елена КАЯЧ