Пережив блокаду: профсоюзы поздравили с праздником бывшую ленинградку Римму Самсонову
В квартире витеблянки Риммы Андреевны Самсоновой стены увешены видами Санкт-Петербурга. Это – родной город женщины. Там она появилась на свет в феврале 1933 года. И вместе с жителями города-героя пережила выпавшие на их долю страшные военные испытания.
Поздравить бывшую блокадницу с Днем Победы пришли председатель Витебской областной организации профсоюза работников государственных и других учреждений, депутат Витебского областного Совета депутатов Елена Нефедова и директор территориального центра социального обслуживания населения Октябрьского района Татьяна Ромашова.
– В эти дни каждый из нас испытывает противоречивые чувства. Цветут сады, обновляется природа. И становится понятно, что ничего бы этого мы бы не увидели, если бы ваше поколение не прошло с честью через ужасы войны, – сказала Елена Нефедова. – Потому мы ответственны за то, чтобы привить нашей молодежи правильные ценности, научить истинному патриотизму. И это – стимул жить долго и вам, чтобы наши дети могли слышать о тех годах из первых уст.
Римма Андреевна из тех людей, которые активны до сих пор. Она встречается с молодежью, принимает приглашения побывать в школах. Навещают ее и учащиеся Витебского государственного политехнического лицея: в нем она, медсестра по образованию, трудилась вахтером после выхода на пенсию.
– На прошлой неделе приходили ребята, – делится она. – Пирог мне испекли, а потом пили на кухне чай.
Общались чуть на 4 часа, и в этом нет ничего удивительного: Римма Андреевна интересный собеседник, человек с легким характером и оптимистичным взглядом на мир.
Она родилась в Ленинграде в 1933 году. И когда началась война, стала участником эвакуации. Уже в первый день эвакуации родной город покинуло 15 192 ребенка, во второй день – 32 236. За неделю были эвакуированы 212 209 человек. Когда в начале июля немецкие самолеты начали бомбить железнодорожные станции области, из Валдайского края, куда отправили и маленькую Римму, пришла телеграмма с просьбой предоставить эшелон для возвращения детей, там было уже небезопасно.
Маленькие пассажиры были беззащитны перед воздушными атаками. Римма Андреевна вспоминает, тогда погибло много детей. Но ей повезло выжить. Вернувшись в родной город, девочка пережила его блокаду вместе с матерью и тремя сестрами.
– Помню сирены и стук метронома, – рассказывает она о том, что врезалось в память. – В комнате сделали буржуйку, за водой ходили в Неву, она была рядом. А всех нас постригли наголо, чтобы не плодились паразиты.
Сначала жили на Васильевском острове, потом, когда соседний дом разбомбили и дом, где жила семья Риммы, стал разрушаться, их перевезли на Петроградскую. Первое время дети никуда не выходили, разве что в бомбоубежище. Сначала со взрослыми, потом – сами. А спустя какое-то время просто стали прятаться в домах. Окна завешивали, чтобы они не светились и дом казался нежилым, а сами залазили под кровать.
– Я не была в семье старшей, но за хлебом с мамой почему-то ходила именно я. Как завхоз, – шутит Римма Андреевна. – За карточками надо было внимательно следить, их могли из рук вырвать. А когда приходило время обеда, мама делила паек между нами. Младшая сестра вредничала. Мы свой хлеб съедали, а она прятала. А потом у нас на глазах доедала. Хотелось поколотить ее за это. Но как можно, она же младшая…
После войны Римма Андреевна окончила Ленинградское медицинское училище, а в Витебске оказалась, потому что вышла замуж за военного. Но город детства любила всегда. Последние лет 10 перестала туда ездить, тяжело. А раньше, когда приезжала, то любила ходить по улицам, которые возвращали ее в прошлое. Там, где они когда-то получали хлеб, сейчас магазин игрушек. А однажды, смотря по телевизору военную хронику, она увидела женщину точь-в-точь как ту, что работала в их магазине в дни войны. Не она ли это?
И тем не менее, Римма Андреевна не любит ни военные песни, ни военные фильмы. Они бередят душу, будят воспоминания о брате, который в 1943 году погиб на фронте, заставляют плакать. В праздничные дни, говорит она, хоть телевизор не включай. Любимые ленты те, в которых она видит улицы родного Ленинграда. Полюбился сериал «Улицы разбитых фонарей». Там она мало следит за сюжетом, больше наслаждается пейзажами.
На прощание бывшая блокадница делится с нами секретом своей бодрости и долголетия:
– Меня дочь к себе жить зовет. А мне кажется, что я потому и бодра еще, что живу одна. Родные приносят мне тяжелые продукты. Но до ближайшего магазина или до аптеки я дохожу сама. Каждое утро включаю приемник, потом иду в ванну, готовлю себе обед.
В предпраздничный день у Риммы Андреевны много гостей. Бодрую оптимистку любят и представители общественных организаций, и молодежь. А она для всех находит добрые слова, радушно угощает конфетами. И обещает, что мы встретимся еще не раз.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора