Борьба в тылу врага. Как сражались гродненские подпольщики в 1941-1944 годах
Приграничный Гродно одним из первых принял удар фашистов и оказался в оккупации, но и под гнетом захватчиков продолжал бороться с врагом. Уже летом 1941 года в городе начало формироваться подпольное движение, первым создал группу Николай Волков.
Уроженец Казанской губернии Николай Волков, окончив рабфак в Челябинске и технологический институт в Томске, получил диплом инженера. Работал на разных объектах, в том числе строил масштабный комплекс – Ново-Тагильский металлургический завод. Служил в Красной армии, боевое крещение получил на советско-финской войне, где проявил себя при организации переправы и был награжден орденом Красной звезды.
– В 1940 году Николая Алексеевича направили в Гродно на строительство укреплений. Вскоре к нему из России приехала семья: жена Варвара Шапошникова, 6-летняя дочь Нина и сын Георгий трех лет. Поселились Волковы на улице Горького в Гродно, – рассказывает руководитель музея «Память хранит» СШ № 35 имени Н.А. Волкова Раиса Прохорова. – По долгу службы военный инженер много времени проводил в Белостоке. В середине июня 1941 нашел в этом городе квартиру, но переехать семья уже не успела – началась война.
Оказавшись в тылу врага, Николай Волков не мог сидеть сложа руки и, осознавая риск для себя и близких, начал организацию антифашистского подполья. Варвара Васильевна поддержала мужа и стала первым его помощником, следующими группу пополнили близкие знакомые, которым супруги доверяли. Так в июле-августе 1941 г. сформировалось ядро подпольной антифашистской группы.
– Позже в нее вошла группа Константина Василюка, а руководил объединившимися подпольщиками Николай Волков. Установлено участие в группе 12 человек, но встречаются сведения, что их было 15. Некоторые имели опыт конспиративной работы в Западной Беларуси при польском режиме, – обращает внимание Раиса Дмитриевна.
Группа помогала советским военнопленным, находившимся в лагерях на территории Гродно, и согнанным в гетто евреям. Передавала продукты, одежду и медикаменты, которые доставала Варвара Шапошникова. Врача пускали в лагерь, где она, как могла в таких условиях, оказывала помощь, рассказывала новости – все ждали вести с фронта. На улице Академической жила вдова этнического немца, которой при новой власти разрешалось иметь радиоприемник. Подпольщики слушали у нее сводки, делали и распространяли рукописные листовки.
Активной участницей группы была Александра Калинина. По поручению Волкова она устроилась к немцам уборщицей. Вынесла из здания, где ранее располагалась советская часть, спрятанные при отступлении из Гродно документы и передала их руководителю группы. Позже уничтожила красноармейское обмундирование, которое враг хотел использовать для совершения диверсий в советском тылу.
– Зимой оккупанты стали все больше свирепствовать. Прямо на улицах хватали всех, кто вызывал хоть какое-то подозрение, – описывает обстановку руководитель музея. – В целях безопасности подпольщики решили перебраться к Барановичам, где наладили связь с партизанами. 25 января должны были уйти и Волковы, но к ним нагрянули гестаповцы. В это время в квартире присутствовали еще несколько членов группы – всех их арестовали. На следующий день увели Варвару Васильевну и жену Василюка. В начале февраля после жестоких пыток шесть человек расстреляли в пригороде Гродно у деревни Наумовичи.
Однако это не сломило гродненских подпольщиков. С сентября 1941 года в городе действовала группа Василия Розанова, до войны работавшего мастером на колбасной фабрике. Эта антифашистская группа была наиболее многочисленной (объединяла 35 человек) и существовала вплоть до освобождения Гродно. Подпольщики помогали семьям советских военных, которые не успели эвакуироваться, раненым и сбежавшим из лагерей красноармейцам, распространяли сводки с фронта, устраивали диверсии. Известно, что Василий Розанов вместе с Николаем Голубовичем взорвали трансформаторную подстанцию в Занеманской части города и тем самым на 10 дней остановили работу гродненских предприятий.
– В 1943 году группа Розанова установила связь с партизанским отрядом «Комсомол Белоруссии». Члены группы передавали информацию об обстановке в городе, передвижениях противника. В музее сохранились копии донесений командиру партизанского отряда за подписью Садский (псевдоним Розанова). Несколько позже наладили контакт и со спецотрядом «Таран», – рассказывает Раиса Прохорова. – Большая заслуга Розанова заключалась в том, что он координировал действия партизан и подпольных групп на железнодорожном вокзале.
Подпольщики, соблюдая осторожность, постоянно меняли места явок, старались не выдавать знакомство друг с другом. Но и оккупанты проявляли всё большую изворотливость в их поимке, привлекали для этого шпионов и провокаторов. В 1944 году по доносу арестовали и отправили в концлагеря несколько человек, летом этого года не стало и руководителя группы. Незадолго до освобождения города Розанов получил задание взорвать железнодорожный мост через Неман. Взрывчаткой диверсантов снабжал партизанский отряд. Чтобы привезти ее в Гродно, зашли в деревню Кульбаки за подводой и напоролись на патруль.
– Завязалась перестрелка, Николай Голубович был убит, Розанов – ранен, но ему удалось убежать в лес, – продолжат Раиса Прохорова. – Немцы собрали жителей деревни и выдвинули ультиматум: если «бандиты» не будут пойманы, деревню сожгут. Один из сельчан нашел подпольщика и рассказал об этом. Розанов, не желая подвергать людей смертельной опасности, пустил пулю в висок. Поскольку документов при нем не было, семья не сразу узнала о его гибели.
Раиса Дмитриевна обращает внимание, что в Гродно во время войны действовали 6 подпольных групп: Волкова, Розанова, Лямова, Богатырева, Светличного и Панасюка. Долгое время о гродненском подполье практически ничего не было известно. Музей «Память хранит» создавался по крупицам, он основан на воспоминаниях гродненцев и архивных материалах. Важную роль в воссоздании событий прошлого сыграла Зоя Розанова (дочь подпольщика). Она не только поделилась воспоминаниями, но и передала документы из личного архива, устраивала встречи с бывшими подпольщиками. Сама Раиса Прохорова при помощи гродненской чувашской диаспоры установила связь с семьей Волкова.
Открытие музея состоялось в 2008 году. Затем школа выступила с инициативой присвоить имя руководителя первой подпольной группы улице города (в областном центре с 1960-х есть улица Розанова) и включить его в Книгу славы города Гродно. На одном из домов установлена мемориальная доска, увековечено и место расстрела подпольщиков в деревне Наумовичи. В 2016 году школе присвоено имя Николая Волкова.
В 2022 году на здании гродненского железнодорожного вокзала установлена мемориальная доска в честь трех руководителей действовавших там подпольных групп – Богатырева, Светличного и Панасюка. Собеседница надеется, что в будущем удастся увековечить и имя Сергея Лямова, возглавлявшего подпольную группу в автомастерских.
Елена КАЯЧ
Фото автора