Наверх

Исторический выбор, сделанный народом. Как Беларусь преодолела политический кризис начала 90-х

12 июля 2024

В эти дни исполнилась 30-я годовщина важной вехи в становлении белорусской государственности: 10 июля 1994 года завершились первые в истории страны президентские выборы.

На заре независимости

В первые три года суверенитета Беларуси вся власть была сконцентрирована у Верховного Совета, который выступал высшим представительным и единственным законодательным органом. Уникальная модель государственного устройства – парламентская республика в кристально чистом виде. Она не шла ни в какое сравнение с примерами Великобритании, Японии, Германии или Италии. Там есть короли, императоры и президенты, но фактически страной руководят премьер-министры или канцлеры. У молодой белорусской республики был только архаичный парламент.

Архаичный потому, что был своего рода политической инерцией. Он достался в наследство от Советского Союза после его распада и действовал по Конституции 1978 года. По сути, единственное отличие от Верховного Совета БССР – преобладание беспартийных депутатов.

Это не тот случай, когда традиции необходимо чтить и продолжать. Молодой республике требовалась новая политическая система – современная и соответствующая национальным особенностям. Это было продиктовано ходом исторического развития и запросом общества (к чему еще вернемся).

В 1996 году на смену Верховному Совету пришло Национальное собрание, существенно превосходившее предшественника уже тем, что парламент стал двухпалатным. А двумя годами ранее была принята первая Конституция независимой Беларуси. Среди новшеств особо выделялся институт президентства – Основной Закон предусматривал должность главы государства. В том же 1994-м прошли выборы, которые уже в момент объявления обрели статус исторических.

Решающий второй тур

Политическая палитра Беларуси 30 лет назад была разнообразной и противоречивой. Можно сказать, даже слишком пестрой: коммунисты старой школы и новоявленные демократы, консерваторы и реформаторы, партийные и беспартийные, националисты и ностальгирующие по СССР. Казалось, президентские выборы будут проходить с невероятным числом претендентов, но официально были зарегистрированы только 6 кандидатов. Среди них – статусные политики со стажем: премьер-министр и председатель Верховного Совета.

По всем законам жанра, именно они должны были стать фаворитами избирательной кампании. Однако послужной список в итоге сыграл против них. Народ устал от номенклатурщиков. Люди хотели видеть во главе государства политика новой формации. И 23 июня больше всего голосов набрал самый молодой кандидат – народный депутат и директор совхоза «Городец» Шкловского района Александр Лукашенко, которому на тот момент еще не исполнилось 40 лет. Его результат почти в три раза превзошел показатель ближайшего претендента – главы правительства (44,82% против 17,33%). Однако по законодательству для победы требовалось набрать более 50% голосов, поэтому был назначен второй тур выборов.

В итоге 10 июля 1994 года произошло историческое событие: в Беларуси был избран первый Президент. Им стал Александр Лукашенко – со сверхубедительными 80,34%. Он вступил в должность спустя 10 дней после второго тура выборов – 20 июля. Таким образом, 30 лет назад была написана первая глава президентства в белорусской истории.

Кризис власти и полномочий

Беларусь в 1994-м выбрала логичный политический путь. Пост президента введен во всех бывших советских республиках. Даже несмотря на то, что в Армении или Грузии более широкие полномочия у парламента.

Однако белорусский опыт нельзя назвать легким и безоблачным. С самого начала возникли трудности, когда сторонники старого порядка всячески противодействовали нововведениям. Ключевую роль в стане консерваторов играл Верховный Совет. Он не собирался мириться с тем, что по Конституции вынужден часть полномочий передать Президенту. Как результат, в республике наметилась тенденция к двоевластию, которое ни в одной стране мира не приводило ни к чему хорошему.

Беларусь погрузилась в политический кризис, накал которого пришелся на 1996 год. Преодолеть его был призван республиканский референдум. Глава государства и Верховный Совет предложили внести изменения в Конституцию, но с противоположным значением: народу необходимо было выбрать, какой должна стать Беларусь – президентской или парламентской республикой. Смешанный вариант уже не действовал, а потому и не рассматривался.

Исчерпывающую оценку тем событиям Александр Лукашенко дал за полтора месяца до референдума: «Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти наконец от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики. При слабом Президенте наши доморощенные либералы под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране».

Тогда избиратели вновь поддержали Президента. Это привело к укреплению вертикали власти и реформе парламента.

Устойчивая вертикаль

Опыт 1996 года был учтен и в феврале 2022-го, когда на референдуме решался вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Как известно, по новой редакции Основного Закона широкие полномочия получило Всебелорусское народное собрание. Это современный вариант известного с давних времен веча, еще одна важная структура в политической системе Беларуси.

Несмотря на явный уклон в дальнейшее развитие народовластия, всё же были определенные опасения по поводу возможного повторения событий середины 1990-х. На это указал и глава государства. В частности, за месяц до референдума Александр Лукашенко заявил, что ни в коем случае нельзя допустить в стране двоевластия: «ВНС должно сдерживать в чем-то Президента, все органы власти – вече народное. Но оно не должно довлеть над Президентом, его полномочиями».

…Все начиналось 30 лет назад

Можно констатировать, что 10 июля 1994-го был сделан судьбоносный выбор, предопределивший путь развития страны, внешнюю и внутреннюю политику республики. Институт президентства прошел испытание временем, и теперь степень его влияния неоспорима. Во многом именно поэтому Беларусь стала такой, какой мы ее видим в наши дни.

Самый сложный период у настоящего Президента – это высокое доверие народа. Каждый день – утром, вечером, ночью – ты просыпаешься в холодном поту и думаешь: тебе же доверили. Как бы не подвести? У настоящего Президента это самое тяжелое.

Александр Лукашенко

Олег ФЁДОРОВ

Фото предоставлены пресс-службой Президента Республики Беларусь

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
16 сентября 2024 15 сентября 2024 14 сентября 2024 13 сентября 2024 12 сентября 2024
Все новости