Дом разочарований: несмотря на льготный кредит и материнский капитал, многодетная семья до сих пор без жилья
Супруги Скочеляс и пятеро их детей из деревни Великое Село Барановичского района уже могли бы жить в новеньком благоустроенном доме, построенном с помощью государства, которое активно поддерживает многодетных. Но и льготный кредит, и материнский капитал, пущенные на строительство жилья, ушли, как вода в песок.
В ноябре 2021 года супруги Скочеляс приобрели земельный участок для строительства дома. И тут же начали искать застройщика, ведь глава семейства – механизатор трудится от зари до зари, даже на время оставить работу не может. По подсказке знакомого вышли на частную компанию в Барановичах. Там просчитали, что желаемый дом обойдется в 160 тыс. рублей. Но Беларусбанк выдал кредит на 129 тыс. рублей, так как семья решила строиться не в сельской местности, а в городском поселке, расположенном рядом с деревней.
Вера в договор
– Я подписала договор с компанией и перевела полученные деньги на ее счет. За каждую часть кредита отчитывалась перед банком, представляя накладные. Ничего не сверяла, так как не особо разбираюсь в строительных делах, да и некогда мне это делать, ведь на руках пятеро детей от 14 до полутора лет, плюс большое хозяйство – 20 свиней, кролики, куры, огород, – Наталья заверяет, что сегодня она не доверяла бы так слепо директору фирмы, но тогда безоговорочно верила ему.
Иногда супруги наведывались на строительную площадку и изначально оставались довольны – блочный дом рос.
В какой-то момент директор компании сказал Наталье, что кредитных средств не хватит, надо пускать в дело материнский капитал. И многодетная 33-летняя мама занялась процедурой оформления, параллельно, по совету руководителя компании-застройщика, заключив договор еще с одной фирмой, которая продолжит строительство.
В августе 2022 года семейный капитал Скочеляс в размере более 10 тыс. долларов перекочевал на счет строительной компании. Наталье передали из этой суммы 1550 рублей для электрификации участка.
Стоп, стройка!
Казалось, еще немного – и дом будет сдан, ведь уже и основание для крыши было готово. И тут случилось неожиданное для семьи – стройка перестала продвигаться, а оба предпринимателя не отвечали на звонки.
– Я еще не до конца осознала, что нас «кинули», но уже поняла, что надо искать помощи у правоохранительных органов, – рассуждает многодетная мать. – Тем более что в декабре 2023 года на участок приехали представители Беларусбанка. Они возмутились увиденным и сказали, что нам придется вернуть кредитные средства, так как они используются не в соответствии с договором – дом не строится в оговоренные сроки. После этого, напуганная, я обратилась в ОБЭП.
Ситуация усугубляется тем, что семья своего жилья не имеет. Скочелясы живут в стареньком, неблагоустроенном доме родителей Натальи, принадлежащем еще и двум ее братьям, то есть в любой момент совладельцы могут попросить либо предоставить им полагающиеся квадратные метры, либо заплатить за них. И хотя супруги работают не покладая рук, денег у них на это нет.
Со слезами на глазах Наталья рассказывает мне, что в очередной раз доверилась, а ее снова обманули. Хотя изначально у обескураженной женщины появилась надежда на торжество справедливости – должно же государство постоять если и не за ее детей, то хотя бы за себя, ведь и кредит, и материнский капитал – это государственные средства.
Уголовное дело в марте 2024 года в отношении руководителя одной из строительных компаний и в самом деле возбудили, но уже в мае предварительное следствие приостановили. Почему? Наталья не понимает. Впрочем, не одна она. Хотя в постановлении о приостановлении черным по белому написано, что в ходе следствия и оперативно-розыскных мероприятий установить лицо, совершившее преступление, не представилось возможным. Более того, уголовное преследование в отношении руководителя компании-застройщика было прекращено в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления.
Точка в конце этого утверждения не означает, что она поставлена и во всей истории. Не найдя понимания и поддержки на месте, супруги Скочеляс обратились за помощью в Генеральную прокуратуру, Комитет госконтроля и Администрацию Президента. Надеются, что там будут услышаны.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото автора