Белорусские маляванки снова в тренде
Этот необычный музей в Заславле открылся немногим более года назад и сразу стал популярным среди туристов. Основу его коллекции составляют белорусские расписные ковры.
– Первые упоминания о них относятся к концу XIX века, но в Беларуси пик их популярности пришелся на середину 30-х годов XX столетия, – рассказывает старший научный сотрудник историко-культурного музея-заповедника «Заславль» Инесса Соболевская. – Начиная с 20-х годов расписные ковры встречаются во многих деревенских домах, особенно на Глуботчине. Яркие, в чем-то даже кичливые, они не только радуют глаз хозяев, но и свидетельствуют об уровне культуры и благосостоянии семьи.
Чаще всего основой для маляванок служили обычные домотканые полотна, на которых художники-самоучки изображали незамысловатые сюжеты. Пришедшие на смену коврам вышитым, они во многом повторяли их композиции и цветочные узоры.
– Со временем краски на маляванках осыпались и бледнели, – продолжает Инесса Викторовна. – Ковры, терявшие привлекательность, никто не восстанавливал. Их просто снимали и отправляли на чердаки или в сараи, где использовали в хозяйственных нуждах. На их место люди вешали новые, возможно, с другим, более модным сюжетом.
Словом, большинство ковров были безвозвратно утеряны самими хозяевами или их наследниками, избавлявшимися от старомодных вещей. Сотрудникам музея-заповедника «Заславль» с 1988 года удалось собрать в разных регионах Беларуси около трех сотен работ.
– В 1950-х расписные ковры стали настолько востребованными, что появились целые артели по их производству, – объясняет экскурсовод. – Фабричные изделия стали качественнее и долговечнее, но потеряли индивидуальность.
На одеяле и простыни
Многие из найденных образцов потребовали немало усилий со стороны реставраторов, которые вдохнули в них вторую жизнь. Даже сегодня значительная часть коллекции еще находится в музейных фондах и ждет своей очереди, чтобы предстать перед посетителями. Среди и без того редких экспонатов музея есть несколько, которыми здесь гордятся особо.
– Как вы думаете, на чем автор рисовал эти работы? – обратилась к нам Инесса Викторовна, когда мы остановились у одного из ковров. – Вряд ли догадаетесь. Это обычное байковое одеяло, которым хозяин, по всей видимости, пожертвовал ради удовольствия иметь в своем доме модную маляванку. Известен и автор росписи – Вилюсь Скипар, Поставский район, 1949 год.
Другой художник – Ипполит Ворса – долгое время был заключенным ГУЛАГа, где расписывал ковры для руководства лагеря. Материалом часто служило постельное белье. После освобождения в 1953 году он вернулся на Поставщину, где продолжил заниматься необычным ремеслом. Одна из его работ в коллекции «Заславля» написана как раз на простыне.
– То, что мы знаем имена некоторых из мастеров, – большая удача, – акцентирует внимание сотрудница музея. – Ведь в деревнях занятие живописью за профессию не считалось, поэтому и самодеятельных художников никто всерьез не воспринимал. Они ходили из деревни в деревню, по нескольку дней жили в домах крестьян, где за небольшую плату, а иногда просто за еду, расписывали ковры. Не имевшие специального образования, а порой и вообще безграмотные, они передавали свое искусство довольно примитивно.
Алена Киш и Пиросмани
Имя одного из авторов белорусской маляванки – Алены Киш – вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Сведений о ее жизни сохранилось не так уж и много, но, несмотря на это, ее творчество занимает в экспозиции особое место. Алена родилась в большой крестьянской семье на Слутчине в 1896 году и, как большинство художников из народа, рисованию никогда не училась. Так же, как и ее коллеги по цеху в 30-х годах прошлого века, она странствовала по хуторам и селам, расписывала ковры и этим зарабатывала на хлеб.
– Свои маляванки она рисовала так, как никто другой, – Инесса Викторовна подводит нас к одной из работ художницы. – Из-под ее кисти выходили чрезвычайно многоцветные, непосредственно-искренние творения.
О творчестве Алены Киш узнали благодаря другому белорусскому живописцу, ее земляку Владимиру Басалыге, который первым оценил ее работы. В 1978 году маляванки художницы впервые представили широкой публике на выставке народных расписных ковров в залах минского Дворца искусства. Из 13 работ Алены Киш, собранных Владимиром Самойловичем, 11 теперь находятся в фондах музея-заповедника «Заславль». Сегодня художницу ставят в один ряд с такими всемирно признанными примитивистами, как Анри Руссо и Нико Пиросмани.
Пейзажи Язепа Дроздовича
Имя Язепа Дроздовича хорошо известно любителям белорусской живописи, однако мало кто знает, что художник, увлекавшийся литературой, историей и этнографией, обращавшийся к теме космоса, зарабатывал на жизнь росписью настенных ковров. В 1933 году он возвращается на Витебщину к брату Константину, где создает большое количество графических и живописных произведений. К сожалению, творчество не приносит ему финансового благополучия, и художник вынужден заниматься маляванками, которые в то время были очень популярны среди местных крестьян.
– По сути, он стал первым профессиональным живописцем, обратившимся к низовой, как тогда считалось, культуре, – отмечает наш экскурсовод. – Но ему удивительным образом удалось соединить народные мотивы и пейзажную живопись.
К слову сказать, именно работы Язепа Дроздовича первыми попали в музей в Заславле. В 1988-м появился известный «Краявід з балюстрадай», а позже из экспедиции привезли макатку (небольшое расписанное полотно. – Прим. авт.) «Кветкі». В общей сложности в фондах музея-заповедника сегодня хранятся более 30 работ знаменитого художника.
Юлия ФЕДОТОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ