По лесной партизанской тропе: чем знаменит «Петькин» отряд
«Петькин» – так просто местные называли партизанский отряд имени Ворошилова, который первым появился на Лидчине в годы Великой Отечественной войны. С весны 1942 года бойцы совершали диверсии на железной дороге, уничтожали линии связи и склады, помогали военнопленным, долгое время успешно укрывались от фашистов.
– Костяк отряда составили красноармейцы, которые не смогли перейти линию фронта и остались на оккупированной территории. Объединил бойцов-окруженцев, сбежавших из лагерей военнопленных и местных жителей сержант 24-й Самаро-Ульяновской стрелковой дивизии Петр Макаров. В первые дни войны командир минометного отделения был тяжело ранен в руку, не смог уйти со своими и осенью 1941 года оказался на хуторе у деревни Мосевичи недалеко от Лиды, – рассказывает сотрудник Лидского историко-художественного музея Анастасия Колодяжная, которая изучала деятельность и судьбу отряда по архивным документам и воспоминаниям очевидцев.
Отряд на болоте
Борьбу с врагом группа всего из человек десяти начала весной 1942 года: поджигала склады с бензином, совершала диверсии на железной дороге, отбивала у оккупантов хлеб и раздавала его крестьянам. С оружием помогали местные: когда летом 1941-го фронт ушел на восток, жители окрестных деревень собрали и припрятали немало боеприпасов. Кроме того, партизанам указали на место, где в 1939-м сделала схрон отступающая польская армия. Люди поддерживали, как они называли, «Петькин» (позднее – «Лидский») отряд. Официальное название – партизанский отряд имени Ворошилова – бойцы получили в сентябре 1942 года.
Происки полицаев и наступающая зима 1942–1943 гг. вынудили партизан искать более надежное убежище, потому они ушли из леса вблизи деревни Фальковичи в Липичанскую пущу. Среди болот построили землянки, кухню, баню, склады и даже госпиталь. Для выхода на задания проложили гати. Сопротивление (только в декабре было пять диверсий на железной дороге!) выводило оккупантов из себя. Они попытались окружить отряд, но потерпели неудачу и отыгрались на местном населении – близлежащие хутора были уничтожены.
– В декабре 1942 года отряд устроил крушение эшелона с немецкими солдатами и офицерами у деревни Далекие. Для взрыва использовали авиабомбу, которая громыхнула так, что в нескольких домах вылетели стекла! Было убито 480 фашистов, 50 ранено, на 62 часа остановлено движение по железной дороге. Велика вероятность, что состав направлялся в сторону Сталинграда, – обращает внимание историк.
Смелость, смекалка и сочувствие
Летом 1943 года немцы предприняли очередную попытку разделаться с партизанами и на этот раз взяли их в кольцо. Отряд пошел на прорыв у дороги Деревная – Слоним, где, как оказалось, его уже ждали фашисты. Начался бой. В этой операции проявил смекалку Вацлав Найгабауэр – примкнувший к партизанам чех, в совершенстве владевший немецким. Надев вражескую форму, он шел во весь рост и кричал: «Сдавайтесь!» Противники услышали чистую родную речь, в недоумении поднялись и… попали под огонь.
Анастасия Колодяжная отмечает, что в отряде плечом к плечу сражались представители разных национальностей: белорусы, русские, поляки, украинцы, евреи. В пуще рядом с лагерем ворошиловцев расположился семейный еврейский лагерь, и партизаны помогали соседям. Так, когда в нем началась вспышка тифа, женщины передавали больным продукты. Теща бойца Южакова заботилась в отряде о еврейской девочке, которую ей доверили идущие на казнь родители, а сам командир взял на попечение мальчика-еврея.
– Родителей Леньки убили фашисты, он с сестрой прятался по деревням, а потом дети потеряли друг друга. Командир подобрал парнишку и привез в отряд. Ленька Волковысский стал «сыном полка», очень привязался к Макарову и везде следовал за ним, – рассказывает сотрудник музея. – Однажды в одной из деревень они услышали радостно-удивленное: «Ленька!» Когда никто уже и не ждал, нашлась сестра мальчика. Ее определили в семейный еврейский лагерь в пуще. Паренек, который всей душой хотел отомстить за родителей, остался в отряде. К сожалению, он погиб в октябре 1943 года при минировании железной дороги Лида – Молодечно…
Всё для Победы
В 1943 году партизанское движение приобрело по-настоящему массовый характер. Укрупнялись действовавшие подразделения и создавались новые. В конце ноября отряд имени Ворошилова, который к тому времени насчитывал 126 человек, отряды имени Калинина и Дзержинского были организованы в партизанскую бригаду имени Ворошилова. Возглавил ее давно заслуживший уважение партизан и местного населения Петр Макаров, а командиром отряда стал Николай Беляков, ранее бывший комиссаром.
– В разные периоды в отряде состояли от 5 до 15 женщин. Они кормили, стирали, обшивали, лечили бойцов. Многие воевали наравне с мужчинами: ходили на «железку», стояли в карауле, – отмечает Анастасия Колодяжная.
Партизаны делали всё, чтобы приблизить Победу. В последний год оккупации диверсии на железных дорогах стали еще более частыми и мощными: тут и там взлетали на воздух эшелоны, пылали мосты. Контролировали бойцы отряда и шоссейные дороги, заметно осложняя передвижение противника и перевозку грузов. Представьте: в ходе только одной из засад ворошиловцы убили 32, ранили 11 и взяли в плен 2 гитлеровца, захватили оружие и обоз с продовольствием! С помощью местного населения нарушали линейную связь, за 1944 год вывели из строя более 20 километров.
– В июне 1944-го немцы предприняли последнюю попытку очистить Липичанскую пущу от партизан. Для этого к ней согнали
несколько тысяч карателей, поддерживаемых танками и авиацией. Но даже с такой мощью фашисты не смогли справиться с народными мстителями. Пусть и с большими потерями, партизаны сумели пробиться сквозь окружение и уйти в Городищенский район, – рассказывает Анастасия Колодяжная. – 15 июля ворошиловцы соединились с частями Красной Армии. Многие из бойцов продолжили сражаться с врагом, но уже на фронте.
* * *
В начале 2000-х Анастасия Колодяжная встретилась с бойцами отряда. Спросила партизана Ивана Космача: «Что для вас Победа?» И он ответил: «Я не задумывался, что такое Победа. Для меня было главное – это окончание войны! Той жесточайшей бойни, в которой погибли миллионы и миллионы моих сограждан. Сколько мучений вынесли фронтовики, партизаны, подпольщики! Какие муки вынес народ на оккупированных территориях! Повторение такой бойни преступно и недопустимо».
Елена КАЯЧ
Фото носят иллюстративный характер