Наверх

Главное – умелые руки: скульптор из Беларуси создает ледяные сказки и замки из песка

09 ноября 2019

В его руках бесформенная глыба льда превращается в сказочного персонажа, а несколько тонн обычного песка – в высоченный замок. Постоянный участник фестивалей и чемпионатов, скульптор Вадим Бандарец создает пусть временные, но от этого не менее удивительные произведения искусства.

Вечное vs временное

– Парадоксально, но людям меньше стали интересны бронзовые статуи, которые можно посмотреть и через 10, и через 20 лет, – рассказывает Вадим. – Из-за того, что фигуры из природных материалов недолговечны, они вызывают ажиотаж, привлекая зрителей. Вот простой пример: мой друг живет на побережье Индии и каждый день на песке отражает наиболее значимую мировую новость – от крушения самолета до избрания нового президента какой-либо страны. Его работы фотографируют сотни туристов, а тысячи людей репостят снимки на свои страницы в соцсетях.

Вадим Бандарец получил классическое образование скульптора. Сначала поступил в Минский художественный колледж, затем продолжил обучение в Москве. Теперь круглый год он колесит по миру, привнося немного праздника в городские будни.

– Самое интересное – принимать участие в фестивалях, – рассказывает мой собеседник. – На них приезжают мастера из всех уголков планеты. Как правило, зрелищные мероприятия объединены одной темой, в рамках которой работают скульпторы. Достаточно вспомнить летнюю выставку в Минске, посвященную миру духов и богов Беларуси. В ней было задействовано сразу несколько команд, которые создавали Цмоков, Перунов и других персонажей. Еще одно любопытное направление – чемпионаты, где скульпторы уже соревнуются друг с другом. Недавно принимал участие в конкурсе в Вирджинии, там жюри оценивало фигуры по целому списку пунктов. При выставлении баллов комиссия учитывала высоту композиции, количество сквозных отверстий в ней, массу песка, ушедшего на ее создание. Было интересно.

Крабы-хулиганы

Для изготовления скульптур из природных материалов нужно совсем немного: острые стамески, бензопилы, а главное – умелые руки. На словах технология создания интересных композиций проста: если дело касается песка, то сначала он засыпается по уровням в форме пирамиды. Скульптор начинает работу сверху, постепенно снимая слой за слоем. Когда речь идет о глыбе льда, то используется несколько блоков, которые поливаются водой, образуя одно целое. Но, как я уже сказала, просто это только на словах.

– Если лед везде одинаковый, то песок в разных странах имеет свои особенности, к которым нужно приспособиться, – объясняет Вадим. – Например, в Италии сформированный в пирамиду песок всего за день превращается в камень – и из него можно делать ажурные и опасные вещи. А вот в Индии в песке могут затаиться крабы, в Беларуси – муравьи и кроты. И, конечно, во всем мире на скульптуры норовят сесть птицы – они-то все и портят в самый ответственный момент.

К слову, об опасностях. Иногда, чтобы скульптура не рухнула, нужно проявить безграничное терпение и твердость рук.

– Как-то в Америке мы лепили фигуру высотой 3,5 метра, – вспоминает Вадим. –Так как песок был «слабый», у всех, кто трудился рядом, изделия падали уже на второй день. В нашей скульптуре образовалась трещина, но она все еще продолжала стоять. И когда я снимал последнюю форму, понимая, что в любой момент на меня может посыпаться весь песок – а это несколько тонн, руки не могли не задрожать. Но пронесло.

Из мухи – слона

Впрочем, без обрушений все равно в таком деле не обходится. Вадим рассказывает, что расстраиваться, особенно когда фестиваль в самом разгаре, просто нет времени. Быстро приходишь в себя и думаешь, как исправить ситуацию.

– Обычное дело, когда отваливается нос или ухо у твоего изваяния – детали отреставрировать достаточно легко, – поясняет мой собеседник. – Сложнее, когда рушится половина работы. Тогда на ходу полностью меняешь концепцию фигуры. Была, допустим, лошадь, а через пару дней на ее месте уже стоит милый пони.

Но даже исправленные скульптуры спустя месяц-два будут уничтожены: песок рассыплется, лед растает.

– Нет, мне не жалко – эти работы продолжают жить в цифровом виде, – предугадывая мой вопрос, отвечает Вадим. – Еще десятилетие назад английский художник написал картину, сфотографировал ее и демонстративно сжег, таким образом ознаменовав эру, когда искусство может не оставаться в реальности. Да и я точно знаю: в следующем году на месте одной фигуры «вырастет» что-то новое.

Сложно даже примерно подсчитать, сколько скульптур Вадим смастерил. Сам автор признается, что к числу любимых относит композицию на тему космоса и работу под названием «В глубине морей». Но главным проектом своей жизни без раздумий называет портрет жены, выполненный из камня.

– Я начал его изготавливать еще до встречи с супругой, – улыбается скульптор. – Это был такой образ, который со временем обрел реальные черты. Для портрета я использовал камни двух цветов – один для лица, другой – для волос. Думаю, это наиболее знаковая и уж точно – самая любимая работа, в которую я вложил душу.

Юлия КУЛИК

Фото Валерия КАРТУЛЯ и из архива Вадима БАНДАРЦА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 ноября 2024 25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024
Все новости