Почему во Франции снимается много фильмов?
Во Франции киноиндустрия процветает, ежегодно выходят около 350 фильмов. Эта страна давно стала популярной и для международных съемочных групп.
Киноиндустрия Франции отражает спрос любителей кино. Здесь самое большое количество кинотеатров на душу населения в Европе, а французы ходят в кино чаще, чем кто-либо из их европейских соседей.
Во Франции кино пользуется большим уважением как вид искусства, его здесь называют «le septième art» (седьмое искусство). Но огромную роль в успехе французской киноиндустрии играют щедрое государственное финансирование.
Субсидии, гранты и льготы
Режиссерам кино доступны многочисленные источники дохода, поддерживаемые государством: от финансирования со стороны французского кинематографического ведомства до грантов от местных органов власти и государственной помощи, доступной лицам, работающим в киноиндустрии.
К примеру, одним из французских фильмов, который недавно попал в заголовки газет, стал удостоенный премии «Оскар» детективный боевик «Анатомия падения». Общий бюджет составил 6,2 млн евро, и примерно половина этой суммы поступила из государственных средств.
Эти средства включали 1,2 млн евро в виде налоговых льгот, 500 000 евро от французского государственного органа кинематографии, финансирование в размере от 90 000 до 270 000 евро от трех различных региональных органов власти и 450 000 евро от государственного телеканала France 2 TV. Однако важно отметить, что не все деньги раздаются напрямую.
Откуда поступают деньги на французские фильмы?
Крупнейшим источником средств для кинематографистов является Национальный центр кино (CNC), который финансируется за счет налогов на все фильмы, показываемые во Франции, от голливудских блокбастеров до независимых фильмов местного производства. С 2010 года такие потоковые платформы, как Amazon Prime или Netflix, также должны вносить свой вклад.
CNC обычно выделяет часть денег в виде грантов, а часть – в виде «кассовых кредитов»– по сути, если фильм имеет успех, кинопродюсерам придется вернуть деньги из кассовых сборов.
CNC обычно дает деньги фильмам, которые либо сняты во Франции преимущественно французской киностудией, либо проекту, который тем или иным образом продвигает Францию, ее регионы или ее язык.
Региональные власти обычно имеют бюджет на фильм, который требует, чтобы хотя бы часть фильма была снята в этом регионе или каким-либо образом демонстрировала регион или его продукцию. Идея состоит в том, что регион получит деньги обратно за счет продвижения товаров или туризма, а фильм создаст местные рабочие места. Так что, если фильм, в котором какой-то регион Франции показан особенно красиво, в титрах наверняка будет упоминание о помощи со стороны местных региональных властей.
Кроме того, деньги поступают и от финансируемых государством телеканалов, по сути, они заранее платят за права на показ. Телеканалы, по сути, делают ставку на успех фильма: финансируя его создание, они в конечном итоге получают права на показ и оскароносного фильма, а это привлекает не только зрителей, но и рекламодателей.
Французский феномен
Специально для всех, кто работает в сфере искусства, в том числе кино, в стране существует пособие «Intermittants du Spectacle», что значит «Периодический работник сцены». По сути, это дополнительное пособие по безработице, которое признает, что занятость в сфере искусства часто бывает урывками. Такого пособия нет нигде в мире, оно позволяет кинематографистам и театральным работникам оставаться в выбранной ими профессии, когда нет работы. Кроме того, это пособие позволяет тысячам низкооплачиваемых киноработников, от актеров второго плана до операторов и технического персонала, работать в кино без необходимости искать дополнительную подработку.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников