«Это уникальная работа»: как проходит день у сотрудников аэропорта
Ежегодно в каждое первое воскресенье ноября в Беларуси отмечается День работника гражданской авиации. Этот праздник посвящен не только пилотам и бортпроводникам, но и тем, без кого невозможно функционирование воздушных гаваней. Мы побывали в Национальном аэропорту «Минск» и узнали, как проходит рабочий день у наземных тружеников неба.
«Я исполнила детскую мечту»
В 10 утра аэропорт кажется сонным, до ближайшего рейса еще полтора часа. Однако воздушная гавань никогда не спит. Бодрствует и Александра Коряченкова. Ее смена началась в 20:40, а закончилась лишь час назад. За это время через ее стойку регистрации прошло более ста пассажиров, вылетающих на отдых в Турцию и Египет. Официальное название ее должности довольно длинное – агент по организации обслуживания пассажирских перевозок.
– Мне даже больше нравится работать ночью, в этом есть какая-то романтика. В это время суток, как правило, выше частота рейсов, когда пассажиры летят именно на отдых, в том числе по чартерным программам, – рассказывает девушка.
Работать в аэропорт Александра пришла три года назад, когда узнала у однокурсницы по юрфаку Международного университета «МИТСО», что трудовые обязанности можно совмещать с учебой.
– Моя работа уникальная: нигде в Минске кроме Национального аэропорта такую должность не найти. Еще она нравится мне тем, что предполагает общение с людьми. Это дает мне энергию, поэтому я практически никогда не устаю беседовать с пассажирами разных национальностей. Они очень разные, к каждому нужен свой подход, – признается Александра. – По прошествии трех лет я даже могу, увидев пассажира, идущего по аэропорту, понять, каким рейсом он полетит.
Немаловажными плюсами работы оказались дружный коллектив, радушно принявший новую сотрудницу, и помощь от профсоюзной первички:
– Профсоюз играет важную роль в нашей жизни. Предлагает участие в спортивных и культурных мероприятиях, экскурсии как по Минску, так и по ближнему зарубежью. Нам дают различные льготы, например, на посещение бассейна. Как раз планирую в ближайшее время взять абонемент.
Довольна условиями работы и Мария Савинок – обладательница еще более длинной должности – инспектор по досмотру подразделения досмотра службы авиационной безопасности. К ней пассажиры отправляются уже после встречи с Александрой Коряченковой. Мария проверяет их паспорта, сумки и одежду на предмет запрещенных к провозу вещей. К чести белорусов, Мария не вспомнила ни одного случая за пять лет своей работы в аэропорту, когда приходилось бы изымать у пассажира что-то незаконное.
Работа у Марии сложная, но девушка не жалуется. Хвалит дружный коллектив и нанимателя, который делает всё, чтобы облегчить сотрудникам жизнь.
– У нас есть комнаты отдыха, столовая, оснащенная чайником и микроволновкой. Можно выпить кофе и разогреть еду. Есть раздевалки, у каждого оборудовано свое место. Функционирует столовая самого предприятия, где можно бюджетно поесть и отправиться в хорошем настроении к пассажирам, – рассказывает девушка. – У нас 12-часовой рабочий день, но мы регулярно делаем перерывы и всё время меняем пункты досмотра в аэропорту. Когда много рейсов, то, конечно же, устаешь, но старшие инспекторы стараются нас расписывать очень грамотно, чтобы работники к концу дня сохраняли силы.
Как и у Александры, у Марии нашлось много теплых слов для первичной профсоюзной организации:
– Благодаря нашему профсоюзу я осуществила свою детскую мечту. Я давно хотела стоять под светом софитов и петь красивые песни, радовать зрителей. В этом году мне представилась такая возможность. Я хочу выразить благодарность Валентине Ивановне за то, что она предложила мне поучаствовать в кастинге телепроекта «Звездный путь». Я стала участницей команды заслуженного артиста Республики Беларусь Валерия Шмата.
«Не одной работой жив человек»
– Численность нашей первичной профсоюзной организации – почти 2,5 тыс. членов. Это чуть более 97% от общей численности работников, – рассказывает председатель первички аэропорта Валентина Богданович.
Всех в лицо Валентина, конечно же, знать не может. Однако старается делать так, чтобы все знали ее и всегда могли обратиться за помощью. Причем не только юридической.
– Не одной работой жив человек. Порой люди ждут, чтобы их увидели, заметили, а сами сказать стесняются. Хотя мы, принимая в профсоюз, проводим опрос, выявляем хобби человека, его интересы, чтобы понять, куда можно его вовлечь.
Помимо многочисленных развлекательных и спортивных мероприятий, профсоюз организует экскурсии для сотрудников аэропорта. Так, после снятия ковидных ограничений, работники воздушной гавани побывали в нескольких санаториях «Белпрофсоюзкурорта» – в «Нарочанке», «Приднепровском» и некоторых других, а также в Санкт-Петербурге, Карелии и городах Золотого кольца России.
– На предприятии создан отдел идеологической работы и молодежной политики, введена должность специалиста по работе с молодежью. Он работает уже два года, занимается привлечением молодежи к участию в мероприятиях, проводит ряд патриотических акций, – рассказала Валентина Богданович. – Например, к Году качества совместно с нанимателем запущен молодежный проект по обмену опытом с ключевыми предприятиями Беларуси. В рамках проекта мы уже посетили Завод гражданской авиации №407, «Белаэронавигацию», «Керамин», «Интеграл», «Коммунарку», «БелАЗ».
Однако работа с молодежью не ограничивается ее досугом. В конце концов, основная задача профсоюза, – это в первую очередь улучшение условий труда сотрудников предприятия. С этим молодым работникам тоже активно помогают. Например, в аэропорту переняли популярную нынче схему обучения сотрудников – наставничество.
– У нас есть такие профессии, которым нигде больше в городе не обучают. Например, тот же агент по организации пассажирских перевозок или инспектор службы авиационной безопасности. Поэтому, принимая на работу молодых, мы активно используем институт наставничества, – объясняет Валентина.
Результатом такой молодежной политики стал слаженный коллектив компетентных сотрудников, которые ударными темпами помогают аэропорту восстанавливаться после пандемии.
– Сегодня мы выполняем полеты по 27 направлениям. На 30 октября 2024 года приняли 2 млн 416 тыс. человек. То есть обслуживаем более 5 тыс. пассажиров в день, – рассказывает заместитель генерального директора Национального аэропорта «Минск» по внешнеэкономической деятельности Никита Середич. – Каждый день мы лишь увеличиваем количество обслуживаемых пассажиров, восстанавливаясь после ковида. Разумеется, добиться этого было бы невозможно без профессионального, слаженного коллектива.
Наиболее активные и результативные сотрудники в День работников гражданской авиации получат медали, грамоты и благодарности. В том числе, отметила Валентина Богданович, от Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото Ирины ДОЛМАТ