Почему из польских школ уходят молодые учителя?
По данным профсоюза учителей Польши, за последний год из школьной системы ушли 13 тысяч педагогов, которым не было и 26 лет.
До недавнего времени 90% польских учителей декларировали удовлетворенность своей работой. Однако по состоянию на конец 2024 г. половина из них хотят уйти из школы, сообщает польская Gazeta Wyborcza.
В настоящее время в Польше не хватает 20-23 тыс. преподавателей всех уровней образования. 82% учителей уже за 40, а половине – больше 50 лет. Почти половина респондентов (49%) задумываются о смене профессии.
Исследование под названием «Молодые учителя уходят из школы», проведенное экспертами Варшавского университета, показало, что основными причинами такого явления стали: отсутствие поддержки и уважения, авторитета и соответствующего вознаграждения, а также отсутствие сотрудничества в коллективах. В исследовании приняли участие 828 варшавских учителей со стажем работы до 5 лет.
В отчете отмечается, что тенденция покидать школы в крупных городах началась в 2015 году. Это связано с постоянными и зачастую малообоснованными изменениями в системе образования, низким экономическим статусом и тяжелыми условиями труда, упал социальный престиж работы учителя.
Что чаще демотивирует работать в школе: размер вознаграждения (75% опрошенных), трудности во взаимодействии с родителями (49%), условия труда (29%), организация работы в детском саду/школе (22%).
Хотя отчет об исследовании касался молодых учителей из Варшавы, выводы, сделанные из него, применимы ко всей образовательной среде.
На сегодняшний день с большей вероятностью рассматривают возможность смены профессии учителя, уже имеющие некоторый опыт работы в школе и получившие степень учителя-контрактника, а также те, кто решил работать в школе под давлением родственников и иных факторов. Наиболее распространенными причинами их решения являются: низкий заработок, требовательность родителей в сочетании с неуважением к учителям, тяжелые условия труда, ненормированный рабочий день и связанная с этим усталость, выгорание и отсутствие чувства социального признания.
Число желающих войти в профессию с каждым годом уменьшается. На педагогическом факультете Варшавского университета за последние 5 лет значительно сократилось количество студентов, поступающих на первый курс дошкольной педагогики. Уменьшается число желающих поступить на очное обучение и растет количество тех, кто оставляет учебу, не видя в этом перспектив.
В ответ на открытый вопрос о том, что демотивирует во время работы в школе, одна из опрошенных учительниц написала: «Мнение моего мужа и семьи, считающих, что быть учителем – это просто хуже некуда. Никто ни на одной работе не позволил бы с собой так обращаться и выполнять столько обязанностей «бесплатно».
В 2023 году доля учителей старше 50 лет увеличилась с 29% до 36%. При этом лишь 5% учителей моложе 30 лет – это один из самых низких показателей в Европе.
Если нынешняя тенденция старения профессии сохранится, то в 2040 году доля учителей старше 50 лет составит 73%. Эта профессия также сильно феминизирована – женщины составляют 82% учителей, и их доля постоянно растет.
Иван ВИШНЕВСКИЙ
Фото из открытых интернет-источников