«Французы умеют наслаждаться жизнью»: студентка БГУ о семестре учебы в Париже
Студентка 4-го курса юридического факультета БГУ Анна Стукач в нынешнем году проучилась семестр в Paris 1 Panthéon-Sorbonne. В интервью для 1prof.by девушка поделилась своими впечатлениями.
– Анна, ты попала в Парижский вуз по двусторонней программе обмена студентами между БГУ и Сорбонной. Как проходил отбор?
– Нужно было иметь уровень владения французским B2 и пройти этапы регистрации. Поехали все, кто хотел, потому что на курсе всего 7–8 человек, изучающих французский язык.
– Как проходил твой учебный день в Париже?
– Предметы для изучения мы выбирали сами, можно было взять вместо одного предмета 4 конференции. На конференции надо было ходить, слушать и в конце подписать лист у лектора. Пары, в основном, были утром, но один раз в неделю я ходила на вторую смену. Я выбрала 5 предметов, кто-то – 6–7.
Выбор предметов кардинально отличает французскую и нашу системы образования. Это очень удобно: ты самостоятельно распределяешь личное время, выбираешь то, что интересно именно тебе. Хотя для студентов, которые учатся там на постоянной основе, есть, конечно, и обязательные предметы.
– Какая система оценок была в парижском вузе?
– 20-балльная. Чтобы просто сдать экзамен, необходимо набрать от 10 баллов включительно. У нас, в основном, были лекционные предметы, по итогам которых сдавались экзамены. Практических занятия у меня было всего два: французский для иностранцев и судебная речь. По ним мы могли получать отметки и на семинарах.
Кстати, нам не выдали по результатам учебы сертификата или грамоты. Я просто распечатала договор о том, что училась, для своего портфолио.
– Из кого состояла группа, в которой ты учились?
– У них нет определенных групп, как у нас, потому что студенты сами набирают себе предметы. На лекционных занятиях мы учились большим потоком из французов и иностранных студентов, которые выбрали эти предметы. А французский как иностранный посещали все приезжие студенты – как по обмену, так и те, которые поступили туда из других стран. Из Беларуси были я и еще трое студентов с моего факультета.
– Как вы жили: вам предоставляли студенческое общежитие?
– Я с другими ребятами снимала квартиру. С жильем было много трудностей, но через месяц мы заключили договор на квартиру и все уладилось. К сожалению, никакой финансовой помощи нам не оказывалось. Виза была бесплатная, а все остальное – за наш счет. Вышла очень дорогая поездка. Мы надеялись на работу с первого же месяца, однако посольство выдало визу без права на работу, поэтому во Франции на официальное трудоустройство мы не могли рассчитывать. Жили на деньги, которые привезли с собой, плюс стипендия от БГУ раз в месяц и, когда удавалось, подрабатывали.
Так как мы были небогатыми студентами и с работой не очень получалось, мы, в основном, питались дома – готовил каждый сам себе, потому что предпочтения и режим разные. Закупались один раз в неделю, периодически что-то докупали. Мы все, кроме одного парня, жили до этого в общежитии, так что к такой жизни привыкли.
От университета нам предложили открыть счет в банке, где при открытии предусмотрен подарок – 80 евро. Мы согласились и быстро собрали документы. Это тоже был один из сложных моментов, потому что наш французский тогда был не сильно уверенным, чтобы общаться с сотрудниками банка. Но мы справились.
– То есть адаптация в новой стране проходила сложно?
– Да, первое время было тяжело освоиться. Было сложно также привыкать к тому, что по воскресеньям в Париже почти все закрыто: французы отдыхают по воскресеньям и сидят дома. Еще мы попали в разгар протестов желтых жилетов, которые бастовали каждую субботу. Нужно было привыкнуть к их шествиям и к тому, что многие станции транспорта закрывались, могли быть огорожены места около достопримечательностей. К тому же ты далеко от близких, не привык к ценам.
Но ближе к отъезду я совсем обжилась, адаптировалась, появились знакомые, знала, где и как подработать, запомнила город.
– Чем отличается менталитет французов и белорусов?
– До поездки мне рассказывали, что французы очень вежливые, умеют наслаждаться жизнью. Например, пенсионеры у нас – это бабушки и дедушки, которые экономят деньги, отработали всю жизнь, а живут скромно, наслаждаясь домашними заботами. Во Франции же, я заметила, пенсионеры выглядят лучше, и они пьют вино в кафе, едят вкусную еду, много-много гуляют и в самом деле наслаждаются жизнью. Они борются за окружающую среду, им нравится, когда иностранцы пытаются говорить на французском. Они очень правильные.
В свободное время я гуляла, по возможности, подрабатывала. И мне нравилось наблюдать за жизнью французов: они никуда не спешат, террасы кафе всегда заполнены, по утрам и вечерам – длинные очереди в булочные. Да, есть бомжи и попрошайки, районы возле вокзалов засорены, сумки в транспорте лучше держать при себе, потому что много карманников. Тем не менее, много в городе и хорошего. Париж очень красивый.
– Пришлось ли в белорусском университете учиться за пропущенный семестр?
– Пришлось сдать всю сессию. Но так как учебный год был сокращен из-за II Европейских игр, сделать это в мае я не успевала. Сдавала пропущенную сессию уже этой осенью: ходила на пары и параллельно сдавала зачеты и экзамены. Международные предметы – европейское право, судебную речь, международное частное право засчитали автоматически. Все остальные дисциплины сдавали, так как законодательство различается, да и не все предметы совпадают с нашими.
– Что посоветуешь тем, кто хочет попробовать себя в таких образовательных программах?
– Во-первых, чтобы преодолеть трудности с языком, не стесняйтесь говорить, больше практиковаться. Во-вторых, просите у посольства долгосрочную визу, которая позволит работать официально. Во-третьих, копите деньги, потому что после белорусских цен непросто переходить на французские. Сложно также разобраться с транспортом, проездными. Лучше изначально почитать лайф-хаки по стране, изучить более выгодные варианты. А главное, не сидите дома, знакомьтесь, наслаждайтесь городом и жизнью, в которую попали. Считаю, увидеть и почувствовать атмосферу Парижа нужно каждому.
Виктория САШКО
Фото из личного архива героини