За пенсией – в архив. Как доказать право на льготы?
Ровно три года понадобилось жителю городского поселка Шумилино Витебской области на то, чтобы доказать свое право на льготную пенсию. Помогли архивные документы, поддержка профсоюза и супруги.
В июле 2016 года газоэлектросварщику Владимиру Морозу исполнилось 55 лет, и он решил оформить льготную пенсию по возрасту. В статье 12 Закона «О пенсионном обеспечении» говорится, что право уйти на пенсию на 5 лет раньше имеют те, кто занят полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев при общем стаже не менее 25 лет.
У героя нашего материала стаж работы был намного больше требуемого, но доказать это оказалось непросто. Вначале специалисты управления по труду, занятости и социальной защите Шумилинского райисполкома насчитали 11 лет, 11 месяцев и 19 дней стажа во вредных условиях. Для выхода на пенсию не хватало чуть больше 6 месяцев. Недостающие дни пришлось искать в период непростых 90-х.
6 июня 1989 года Владимира Мороза приняли на работу газоэлектросварщиком 2-го разряда на Шумилинский участок УПТК спецтреста Витоблсельстроя. В 1990-м предприятие перешло на хозрасчет и стало называться «Шумилинский хозрасчетный участок». В штате появились новые должности – бухгалтер, инспектор по кадрам и кассир, а вот рабочие остались и продолжали трудиться в тех же условиях. Тем не менее период работы после 1990 года районное управление по труду, занятости и социальной защите наотрез отказывалось рассматривать в контексте вредных условий труда. Мотивация была следующей: организация ликвидирована без правопреемника, следовательно, условия работы в тот период подтвердить некому. И для того чтобы получить соответствующий документ, необходимо исследовать оборудование, описать условия труда, обозначить, полный ли день работал сотрудник тогда, в 1990-е.
Однако, как потом выяснилось, проблема все-таки имела решение. В 2007 году документы ликвидированной организации были переданы в Шумилинский районный архив, и вся необходимая информация содержалась в приказах, лицевых счетах и трудовой книжке. Надо было просто запросить ее. Владимир Мороз не знал об этом и отправился вместо архива в суд.
***
Первый суд, к сожалению, пенсионер проиграл. Но не сдался. Попытки установить факт работы в особых условиях труда он предпринимал до 2018 года. Составлять обращения пенсионеру помогал главный правовой инспектор труда Витебского обкома профсоюза работников АПК Михаил Козловский. Когда же дело приняло нешуточный оборот, существенную поддержку Владимиру стала оказывать и жена. Галина по образованию инженер-гидротехник и специалист по охране труда, она досконально изучила законодательство и представляла интересы мужа в суде.
В июле 2018-го Мороз получил право уйти на пенсию со снижением возраста. И вместе с заявлением о назначении пенсии вновь письменно попросил рассмотреть период работы с 1990 по 1991 год для зачета в специальный стаж. Но комиссия по назначению пенсий Шумилинского райисполкома опять ответила отказом. Жалобу на это решение оставили без удовлетворения и в комитете по труду, занятости и социальной защите облисполкома. Решение очередного суда тоже оказалось не в пользу Морозов. И супруги решили подавать апелляцию.
В мае 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Витебского областного суда отменила решение суда Железнодорожного района Витебска от 19 марта 2019 года в части п.2 решения комиссии по назначению пенсии Шумилинского райисполкома от 10 августа 2018 года и вынесло новое решение: обязать комиссию засчитать в специальный стаж работы с особыми условиями труда период с 3 мая 1990 года по 17 апреля 1991-го.
Таким образом, трехлетней волокиты могло бы не случиться, если бы специалисты управления по труду, занятости и социальной защите Шумилинского райисполкома подсказали пенсионеру запросить документы из архива или сделали бы это самостоятельно.
В итоге Владимир Мороз потерял два года заслуженного отдыха. А поскольку делать перерасчет пенсии никто не торопился, он подал новое заявление в районный суд. В нем содержится просьба обязать управление по труду, занятости и соцзащите произвести перерасчет пенсии в соответствии с пенсионным законодательством и выплатить разницу, а также взыскать с ответчиков (среди них еще и КУПП «Шумилинский райагросервис») понесенные юридические расходы и компенсацию за моральный ущерб.
А Галина Мороз, получив опыт, теперь имеет твердую решимость защищать права тружеников. Вскоре она приступит к обязанностям профсоюзного инспектора по охране труда.
Виктория ДАШКЕВИЧ