Игорь Сигов: «Зритель не прощает фальши»
– Игорь Алексеевич, до поступления на актерский курс вы служили в армии, работали токарем на заводе и водителем. Для вас это потерянное время или бесценный опыт?
– Конечно, это жизненный опыт. Специальность токаря я получил еще школьником, на авторемонтном заводе. Перед армией в ДОСААФ обучился вождению автомобилей. Служить я попал в Монголию, в железнодорожные войска, работал на самоходном скрепере. Вернувшись из армии, на самосвале возил песок. Все эти навыки, особенно армейская служба, потом помогли мне в работе над ролями. На съемках фильмов пиротехники всегда отмечают, что я с оружием на «ты», будь-то пистолет, автомат или штык-нож – этому я научился в армии.
Сцена из спектакля «Бег» (по пьесе М.А. Булгакова).
– Кто из известных актеров был для вас примером?
– Мне всегда нравились Роберт де Ниро, Джек Николсон, Дастин Хоффман, Олег Янковский, наши замечательные актеры Геннадий Гарбук и Геннадий Овсянников. Их игра, харизма, энергия, которая заполняет собой пространство зрительного зала, – это актеры, за ними интересно наблюдать, у них было и есть чему поучиться.
– О каких несыгранных ролях сожалеете?
– Ромео я уже не сыграю (смеется). Гамлета, мне, наверное, тоже не сыграть. Хотя… почему бы и нет – всё зависит от режиссерского прочтения пьесы.
– А какую роль хотели бы сыграть вы?
– Короля Лира. Для меня это роль, которой действительно можно «гореть». Мне понятны и близки по духу его переживания.
– С кем из режиссеров театра и кино вам было действительно комфортно работать?
– Первый режиссер, с которым мне было приятно и интересно работать, Валерий Мазынский. Я понимал его с полуслова. Он многому научил меня, вывел на профессиональную сцену. Мы часто спорили, но это был спор конструктивный, созидательный. Было интересно работать с режиссером Владиславом Осиповым над спектаклем «Прощание с Родиной». Два часа находился на сцене, не произнося не единого слова. Это был спектакль об интеллигентах, оставшихся за бортом в постперестроечный период. За свою роль я получил одну из первых театральных наград. На мой удивленный вопрос, как могли наградить за «немую» роль, критик Татьяна Орлова ответила: «Ты очень громко молчал». Таков был результат нашей совместной плодотворной работы с режиссером.
– Расскажите о своей работе в номинированном на премию «Оскар» короткометражном фильме «Дверь» (2008) ирландского режиссера Хуаниты Уилсон.
– Это была простая человеческая история по мотивам «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич. Режиссер подняла частную семейную трагедию до уровня трагедии человечества. На одном из показов фильма американцы в зрительном зале плакали, а после показа подходили к нам, благодарили – их зацепила, тронула чужая беда. Вот ради чего нужно снимать кино! Бюджет картины был небольшой, Уилсон создавала ее практически за свои средства. Фильм снимали в Киеве в течение недели, на один день ездили в город-призрак Припять. У съемочной группы был высокий уровень организации. Они рационально распределяли время, поэтому не допускали лишних финансовых трат и каких-то ненужных эмоциональных всплесков. Нашим кинематографистам в этом плане недостает дисциплины. За рубежом в случае нарушения трудовых соглашений с актерами, неоплачиваемых переработок и прочего продюсера проекта ждут санкции от актерского профсоюза или агентов.
– А как с этим вопросом обстоят дела у нас?
– У нас, к сожалению, за актеров в случае нечистоплотного поведения кинокомпаний заступиться некому. Мы не имеем профсоюзной организации киноактеров и опытных агентов, которые могут отстаивать наши интересы. Я предлагал идею создания актерского агентства на базе Белорусской гильдии актеров кино, но она пока не нашла отклика.
На съемках телесериала «Без права на ошибку».
– Что вы можете сказать о ситуации в современном белорусском кинематографе…
– Ситуация непростая. Национальная киностудия сегодня пытается выстроить структуру. Старую систему кинопроизводства разрушили, а новую еще не построили, и это отражается на качестве картин, на рабочих взаимоотношениях. Пока не будет создана система кинопроизводства, направленная на созидание, киностудия не выйдет из кризиса. Нашему кино нужен хороший креативный продюсер, который будет знать, что снимать и куда продавать фильмы. Без денег снять хорошее профессиональное кино невозможно. Но деньги – только один из факторов. Нужны идеи. Кино должно быть интересным, актуальным, привлекающим зрителя. Ведь у нас всё для этого есть: молодые дерзкие режиссеры, которые пробуют себя в короткометражном формате, поднимают проблемы, пользуются современным киноязыком. У нас, актеров, говорят так: сколько ты вложил в своего персонажа, столько и получишь на выходе от зрительских эмоций. Так же и при создании фильма, и в любом творческом процессе – нужно уметь отдавать себя целиком.
Подготовила Любовь НОВИКОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ и из личного архива Игоря СИГОВА