Финалист «Новых имен Беларуси» Валерий Чулков: «От шоу баланса физики в восторге»
Только два человека на всем постсоветском пространстве способны выполнять номера с балансом, один из них – Валерий Чулков.
Финалист народного конкурса работает в Брестском государственном центре молодежного творчества. Читатель не увидит в этом ничего особенного, пока не узнает, что он не преподает пение или живопись, а учит создавать из проволоки украшения: браслеты, серьги, кулоны, кольца, плюс предметы декора – от панно до объемных композиций и скульптур. В свободное от работы в центре время он занимается фокусами – знакомит зрителей с иллюзионным искусством и удивляет затейливыми трюками в жанре микромагии.
– Я всю жизнь ищу для собственного совершенствования и духовного просвещения оригинальные номера. В какой-то момент мне захотелось сделать большее, чем то, что люди привыкли видеть в фокусах. Хотелось показать зрителю не только волшебное зрелище, но и нечто волнующее, интересное, наполненное особым смыслом, – рассказывает Валерий Чулков.
Пять лет назад герой увидел выступление японки Миоко Шида на популярном шоу Britain’s Got Talent. Она поразила публику уникальным номером, во время которого балансировала пальмовыми ветвями. Удивительному искусству Миоко посвятила много лет жизни.
– Меня поразило даже не то, как она складывала ветви одна на другую, а то, в каком состоянии это делала. В тот момент японка была будто с другой планеты: грациозна и максимально сосредоточена. У меня из головы никак не выходило ее выступление. С этого момента загорелся мечтой создать похожий номер, который сочетал бы в себе силу, гармонию и красоту, – вспоминает Валерий.
Только спустя 4 года фокусник смог собрать воедино информацию о том, как воплотить номер и какими должны быть материалы для реквизита. Сложно оказалось найти ветви необходимой длины и массы, но еще сложнее – поставить номер. Фокуснику понадобилось около года подготовки, прежде чем он смог выступить перед зрителями со своим шоу баланса.
Физика не терпит ошибок
В мире есть всего несколько человек, которые могут показать то, что на гала-концерте «Новых имен Беларуси» демонстрировал публике Валерий Чулков. Основателем искусства считают Мадира Риголо. Впервые он выступил с этим номером в 1997 году, после чего артист участвовал в бродвейских постановках. Сегодня искусство Мадира, основателя собственного театра «Цирк Риголо», продолжает его дочь Лара.
На постсоветском пространстве есть только два человека, способных делать номера с балансом. Один из этих двоих – финалист народного конкурса Валерий Чулков.
– Когда я начал пробовать сделать номер с балансом, понял, что для его выполнения требуется огромная физическая сила – ведь приходится в течение 10 минут удерживать конструкцию (а это около 7–10 килограммов!) иногда даже на вытянутых руках. Около года я занимался в спортзале, тренировал руки и учился плавности движений и концентрации внимания. Во время выступления все нужно делать очень осторожно, чтобы не нарушить равновесие, – рассказывает о сложностях артист.
Кроме физической подготовки, фокуснику пришлось подтянуть знания по физике. Его номер – живое воплощение законов этой науки, которые обмануть нельзя. Артисту необходимо учитывать пропорции предметов, их массу и даже аэродинамику. Строго определенной должна быть и скорость, с которой мастер в конце номера вращает конструкцию.
– Думаю, от шоу баланса физики будут в восторге, – смеется Валерий Чулков. – Одно неверное движение – и вся конструкция рухнет. За год выступлений было два случая, когда не получалось довести номер до конца. Один раз помещение, в котором я выступал, оказалось слишком узким, и конструкция при вращении зацепилась за стену. Второй раз полностью выстроенные ветви фактически сложил поток воздуха из кондиционера. Теперь каждый раз перед выступлением изучаю помещение: как циркулирует воздух, есть ли сквозняки, где находятся двери и вентиляция.
Профессиональные секреты
Мастер не раскрывает всех подробностей того, как изготавливал реквизит. Но даже непосвященному зрителю ясно, что он использует цельное дерево без утяжелителей и магнитов. А вес ветвей находится в идеальной пропорции по отношению одна к другой.
– Дерево имеет свойство ссыхаться. Это принесло неудобства в первые месяцы, когда отрабатывал номер, поскольку масса ветвей и, соответственно, центры тяжести и точки опоры все время менялись, – рассказывает Валерий.
Как объясняет мастер, отшлифованные ветви сильно вибрируют и могут треснуть, потому наиболее уязвимые части дерева необходимо было обернуть защитным слоем, похожим на пластырь.
– Я использую 13 ветвей. Но количество на самом деле не суть важно при хорошей физической подготовке. Конструкция при правильном построении, если избегать толчков, вибраций, потоков воздуха и боковых смещений, достаточно устойчива. Когда в конце номера я убираю один элемент – перо, – она рушится. Здесь все без фокусов, – говорит Валерий.
В гармонии с самим собой
Когда наблюдаешь за работой мастера со стороны, создается ощущение, что он находится в глубоком гипнотическом трансе, бесконечно далек от этого мира и даже не слышит, что происходит в зале (во время выступления на финале «Новых имен Беларуси» тишину в Республиканском Дворце культуры профсоюзов несколько раз разрывал звук лопнувшего воздушного шарика, от которого вздрагивали многие зрители, но не артист).
– Мир действительно будто перестает для тебя существовать в привычном смысле. Для меня 10 минут выступления – это еще и возможность побыть наедине с собой, отрешиться от всех тревог и проблем. Одновременно это стресс, потому что на протяжении всего номера нужно поддерживать максимальную концентрацию внимания, и антистресс, – пытается объяснить свои ощущения мастер баланса. – Выступление оказывает на меня и определенный терапевтический эффект. Если я немного приболел, после номера сразу чувствую себя лучше.
По словам Валерия Чулкова, он намеренно не закладывал в номер строго определенный смысл, и каждый раз зритель может увидеть что-то свое.
– Дело не в том, что какой-то один предмет настолько важен, что на нем держится все остальное. Все совсем наоборот: важен каждый элемент, без одного все остальные становятся бесполезными. Если я уберу перо или ветку, конструкции не получится или она будет неустойчивой. Так и в жизни: у нее много сторон, и для нас все они одинаково важны, – объясняет мастер.
По его рассказам, часто после выступления подходят люди и говорят, что он перевернул их внутренний мир. А однажды женщина, которую Валерий попросил в конце номера снять перо, распереживалась до слез – так боялась разрушить баланс даже в символической форме.
– Пришлось ее переубедить и объяснить, что она нарушает баланс только на сцене, чтобы показать людям, как важно в жизни сохранять гармонию, – говорит Валерий Чулков.
То, что для самого мастера удивительное искусство баланса – еще и духовная практика, отражает каждое его спокойное, уверенное движение.
– Номер исполнил мою мечту, к которой я долго шел. Теперь чувствую себя по-настоящему счастливым. Счастливым и готовым пробовать что-то новое, – улыбается мастер баланса.
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ