Все дело в зоне. Кто может претендовать на помощь в 200 базовых после аварии на ЧАЭС?
Жительница Ельского района столкнулась с законодательным казусом, пытаясь реализовать свое право на один из видов единовременных выплат.
Екатерина Михайлова (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) живет в агрогородке, который отнесен к зоне с правом на отселение. Работает женщина продавцом в магазине, одновременно выполняя функции заведующего. В июне 2014 года ей предложили заключить трудовой контракт сроком на 5 лет.
Нестандартная ситуация
Трудилась Екатерина добросовестно, планы продаж выполняла, за что неоднократно получала поощрение. А в конце прошлого года в магазин к ней зашли педагоги из местной школы и поделились хорошей новостью: с ними заключили контракты на 5 лет и выдали по 200 базовых величин, так как трудиться приходится на территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС и отнесена к зоне с правом на отселение. Сказали также, что наниматель сам оформил и передал в финансовый отдел райисполкома все необходимые документы, и ровно через месяц выплата была перечислена. Разумеется, односельчанки поинтересовались и у Екатерины, получала ли она нечто подобное. Михайлова только развела руками в ответ.
Придя домой, женщина задумалась: контракт с ней сразу на 5 лет заключили впервые, она никуда не выезжала из пострадавшей деревни, тогда почему никаких дополнительных выплат не получила? Наниматель же, когда она обратилась к нему с этим вопросом, сообщил, что срок указанной выплаты давно истек. Но кто виноват в том, что руководство райпо не подало в 2014 году документы в финотдел?
В поисках справедливости Екатерина Михайлова обратилась к нам на «горячую линию».
Буква закона
Разобраться с требованиями законодательства нашему корреспонденту помогли специалисты правовой службы Гомельского областного объединения профсоюзов. Так, постановление Совмина о введении контрактной формы найма на работу для отдельных специалистов и работников в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, было принято еще в 1998 году. Последние поправки вносились в 2012 и 2014 годах. Именно в 2012-м в документ были добавлены пункты, касающиеся единовременных выплат. В соответствии с ними право на получение единовременной выплаты в размере 200 базовых величин имеют: педагогические, медицинские, фармацевтические работники и другие специалисты учреждений образования и здравоохранения, работники культуры и искусства (включая руководителей), специалисты и руководители специализированных учебно-спортивных учреждений, специалисты сельского и жилищно-коммунального хозяйства, работники и специалисты системы потребкооперации, заключившие после 31 декабря 2012 года контракт сроком на 5 лет для работы в организациях, расположенных в зонах с правом на отселение и последующего отселения. При заключении второго контракта сроком на 5 лет через 5 лет работы на условиях первого контракта выплачивается еще 300 базовых.
При этом, по словам юристов, нужно учитывать, что районы Гомельщины радиоактивному загрязнению подверглись неравномерно и многие из них сегодня разделены на зоны: с правом на отселение и последующего отселения и с периодическим радиационным контролем. Поэтому, прежде чем добиваться выплат, нужно узнать, в какой зоне находится организация, в которой человек работает.
Кто залатает «прореху»?
Председатель Гомельской областной организации профсоюза работников потребкооперации Анна Кунгер выяснила, что об указанной проблеме в Ельском районе знают. По ее словам, местное райпо неоднократно обращалось за разъяснением в финансовый отдел райисполкома по поводу выплаты своему работнику, но добиться толку не удалось. В апреле этого года наниматель направил пакет документов для принятия решения по единовременной выплате, однако материалы вернулись с формулировкой «в связи с неполным пакетом их представления». 14 мая по настоянию обкома профсоюза работников потребкооперации райпо повторно направило в финотдел все затребованные документы.
Нашему корреспонденту специалисты финансового отдела Ельского райисполкома объяснили, что они не требуют ничего лишнего. В настоящее время материалы детально изучаются. Финансисты при этом не скрывают: возможность единовременной выплаты под сомнением, поскольку претендовать на нее, в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров № 1842, можно при наличии трех условий: если первый контракт был заключен сроком на 5 лет; если работник относится к категориям, перечисленным в вышеуказанном постановлении; если организация, которая приняла на работу, расположена в зоне с правом на отселение и последующего отселения
Ельск, согласно Перечню населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения (определен постановлением Совмина № 9 от 11.01.2016 года), отнесен к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, а населенный пункт, где работает Екатерина Михайлова, – к зоне с правом на отселение. То есть сельский магазин, где фактически трудится продавец, юридически не является организацией или обособленным структурным подразделением. Трудовой же контракт у работницы заключен с организацией, которая зарегистрирована и находится в Ельске, а этот райцентр, как уже говорилось, отнесен к зоне с периодическим радиационным контролем, где выплаты не положены.
Таким образом, ситуацию можно смело назвать прорехой в законодательстве. Однако Екатерина Михайлова намерена и дальше отстаивать свои права при поддержке профсоюзов.
Владимир НИКОЛАЕВ