Музыкальный педагог: «Понятия «музыка» и «скука» просто несовместимы»
Об этом корреспондент портала 1prof.by поговорила с финалистом республиканского этапа конкурса профмастерства «Столичный учитель – столичному образованию» педагогом музыки минской гимназии № 5 Натальей Петровской.
– Родители никогда не задаются вопросом, зачем отдавать ребенка в обычную школу, чтобы того научили писать, читать и считать, – рассуждает Наталья. – Но когда дело касается музыки, вопросы возникают. А ведь наша главная цель не столько подготовить профессионального музыканта, сколько воспитать духовно развитую личность, способную сопереживать, помогать ближнему. Обучая игре на музыкальном инструменте, мы не просто разучиваем и исполняем мелодию, а стараемся понять ее суть: что происходило в ту или иную эпоху жизни композитора, что он хотел донести через свое творчество. Ответы на эти вопросы дети находят самостоятельно, обращаясь к литературным источникам и интернету. Ученики расширяют свой кругозор. Неудивительно, что ребята, которые посещают музыкальные занятия, гораздо успешнее своих «немузыкальных» сверстников.
– Но уроки музыки действительно забирают много времени, ведь к ним нужно готовиться и дома. Как же детям все успевать?
– Чем больше ребенок занят, тем меньше у него времени на плохие компании и необдуманные поступки. Все мои учащиеся посещают не только музыкальный факультатив – они занимаются танцами, карате, записаны на компьютерные курсы. И преуспевают во всем: завоевывают призы и дипломы на республиканских, международных конкурсах. Секрет в том, что они умеют грамотно распоряжаться временем. Более того, в таком ритме жизни формируются характер, сила воли, терпение, трудолюбие. Ведь ребенок каждый день попадает в легкие стрессовые ситуации и учится справляться с ними. Эти навыки пригодятся в будущем: на экзаменах, работе, публичных выступлениях, в условиях, когда нужно быстро и грамотно принять решение. Такие дети точно не пропадут.
– Получается, музыкальные занятия – это не только знание нотной грамоты, развитие техники и умение сыграть мелодию?
– При исполнении музыкального произведения в работу гармонично включаются оба полушария мозга. Поясняю: ребенку приходится выполнять сразу несколько задач одновременно: читать ноты, анализировать их, нередко одной рукой играть форте (громко), другой – пиано (тихо), параллельно высчитывать длительность пауз, подключать ногу для нажатия педали, а в дальнейшем выражать свои чувства и эмоции. Так развиваются внимание, пространственное мышление, координация, мелкая моторика, мышечная память, эмоциональная отзывчивость на музыку. Мы обязательно анализируем структуру и форму каждого нового музыкального произведения, разбираем его на фрагменты, учимся выделять главное и второстепенное. Поэтому когда дети читают условия математической задачи, они моментально видят ее суть. Когда знакомятся с литературным произведением, сразу улавливают главное, легко могут сравнить персонажей и сюжетные линии. И, конечно, за фортепиано ни один ребенок не сидит сутулым – у них всегда ровная спина, правильная осанка.
– Как заинтересовать ребенка, чтобы ему не было скучно на занятиях?
– Самая главная мотивация – это выступления и привлечение родителей к совместному творческому процессу. Нередко у нас получается реализовывать проекты, идейными вдохновителями которых являются сами дети. Например, однажды на уроке мы знакомились с белорусской музыкой, и один из учеников захотел выучить и исполнить народный танец «Крыжачок». Более того, дети заговорили о том, какая красивая наша музыка и как много они о ней не знают. Так возник мой самый любимый проект «Сэрца зямлi маёй», во время которого прозвучали произведения белорусских композиторов. Еще один проект, собравший массу положительных откликов, – «Семейное музицирование». Родители многих моих учеников тоже в свое время играли на фортепиано. Поэтому мы подобрали произведения в четыре руки, чтобы дети смогли исполнить их с мамой или папой. Уверена: понятия «музыка» и «скука» просто несовместимы.
Юлия КУЛИК
Фото Виталия ГИЛЯ