Пока «живы» следы: полвека семья из Забродья возрождает память о Первой мировой войне
Машина петляет по извилистой лесной дороге – глухая деревенька с живописными видами скрыта от посторонних глаз. Солнечный луч скользит по стволам деревьям и, ярко сверкнув, врезается во что-то железное. Выходим из транспорта и видим часовенку из бутового камня – реконструированное лазаретное кладбище пехотной дивизии русских войск с десятками захоронений. Этот памятник времен Первой мировой возродил, не жалея своих сил и времени, Борис Цитович – член Союза художников Беларуси, обладатель Ордена Франциска Скорины, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», научный сотрудник Вилейского краеведческого музея.
В уютный уголок на берегу Нарочанки художник-график Борис Борисович и режиссер телевидения Валентина Петровна, недавние выпускники театрально-художественного института, переехали из Минска в 1974 году. Востребованные в столице работники потянулись в сельскую местность из творческих соображений. Местечко с богатой историей, о которой, к слову, они узнали значительно позже, сперва подкупило своим совершенным внешним видом и энергетикой. Поселились в доме «с историей», который принадлежал участнику той войны и строился еще в 1919 году.
– Словами не передать, как непросто было адаптироваться после городской жизни на селе! И до сих пор сложно, – вспоминает Валентина Петровна и показывает тот самый столетний дом, основное место в котором занимает мастерская. – По натуре я не сельский житель: хоть держим хозяйство и огород – всегда с удовольствием приезжаю в город.
За эти годы в Забродье сделано многое. С приездом Цитовичей жизнь здесь закипела. В 1975 году семья основала образцовый детский кукольный театр «Ялінка», известный в советские годы далеко за пределами Беларуси.
Борис Борисович ведет по деревянному мостику над прудом с лотосами на зеленую поляну с раскидистыми деревьями. Художник поясняет: эта территория – урочище «Реутка» – в юрисдикции сельсовета, но основной уход за ней на себя взяла его семья. Частенько здесь проводятся субботники с участием исполкома и организаций района. Прямо по курсу на берегу Нарочанки – липа, посаженная самим Василем Быковым, рядом деревья писателя Алеся Адамовича, академика Георгия Поплавского, краеведа Анатолия Рогача и других известных белорусских деятелей. Это палисад Победы, который в 1984 году был заложен в память о погибших в годы Великой Отечественной войны родных. Деревья здесь садили и местные жители. По словам Цитовичей, растения чувствуют своих хозяев.
– С деревом Василя Быкова связана необычная история, – говорит Валентина Петровна. – Его дерево только-только окрепло в первый год, а после 22 июня засохло, что потом совпало с датой смерти писателя. Символично, что это и день нападения фашистской Германии на СССР, а тема войны была главной в его творчестве. В августе деревце ожило, но стало болеть.
Летопись времени
На строительство часовни-музея со звонницей во имя Святых Благоверных князей Бориса и Глеба Боис Цитович потратил полученную в 2004 году президентскую премию «За духовное возрождение». Внутри часовни гордость семейства – первый в Беларуси музей Первой мировой войны, ценный вклад в восстановление исторического прошлого страны.
От количества экспонатов разбегаются глаза – здесь их порядка 2000. Собрана коллекция оригинальных предметов и документов, отражающих военные будни: военная форма, немецкие и русские шлемы, элементы солдатского быта и жизни в окопах (консервы, бритвы, фонарики), большое количество фотодокументов с линии фронта Забродья.
Артефакты художник собирает и покупает по всей округе и не только, передают их увлеченные этой темой люди. Одной из самых первых находок была летопись священника отца Павла Сосновского, награжденного орденом Святой Анны за труды и усердие, понесенные по лазарету той самой пехотной дивизии (речь о восстановленном кладбище, – Прим. авт.).
– В числе самых ценных для меня – карандаш, вставленный в гильзу. Внутри все переворачивается, когда представляю, что солдатик сто лет назад писал своим родным письмо с фронта вот этим «огрызком», – признается Борис Борисович. – Написал и пошел на передовую, возможно, пока письмо дошло, его уже и в живых не было.
Цитовичи показывают «раненое дерево» – кусок бревна с застрявшими в нем пулями. Этот экспонат в музей привез человек, занимающийся деревообработкой. Супруги верят в то, что дерево спасло кому-то жизнь.
– У нас есть страшнейшая вещь – деревянная колотушка, которой немцы добивали солдат после газовой атаки и называли ее «Утренняя звезда» за то, что при ударе по голове из глаз буквально сыпались искры, – рассказывает Борис Цитович, показывая богатую экспозицию. – Вот стеклянная фляга с водой того времени, которую «подняли» из земли под Вилейкой, она осталась абсолютно цела. Недавно нам подарили оригинальный мундир английского летчика Первой мировой, американский ботинок для летчика или мотоциклиста…
Отправной точкой к работе над темой Первой мировой войны послужило то самое лазаретное кладбище недалеко от деревни, на которое Борис Цитович однажды наткнулся в лесу. Захоронение с 96 именами и крестами было восстановлено. В 1916 году в ходе Нарочанской операции было убито и ранено более тысячи русских офицеров и около 77,5 тысячи солдат. Они похоронены в братских могилах на Вилейщине и Мядельщине.
Музейно-этнографический комплекс, созданный Цитовичами в Забродье, является своеобразным логическим продолжением мемориала, посвященного героям и жертвам Первой мировой в соседней Сморгони, которую называли «русским Верденом» за кровопролитные бои с германскими войсками в 1915-1917 годах. Стараниями супругов был воздвигнут курган с 4-тонным памятным крестом на месте павших вблизи деревни Русское Село. Борис Борисович видит, как сохранить память в масштабах страны и на международном уровне.
– Визуальные следы Первой мировой войны – самые заметные из всех исторических периодов, обойти их и не музеефицировать нельзя. Необходимо сохранить историческое прошлое на месте прохождения фронта в Вилейке, Сморгони, Мяделе, Поставах… Рядом с нашей страной – Польша, страны Балтии и Украина, которые активно участвовали в этих военных событиях. Нельзя останавливаться, нужно обязательно развивать это дело.
Неожиданным было увидеть на территории комплекса элемент железнодорожной ветки с пятивагонным составом. Все неспроста: Борис Цитович занимается реконструкцией поезда под эшелон Первой мировой войны, где каждый вагон – отдельная экспозиция. Броневагон во главе будет переделан по образцу «Орлика». Тематическая выставка станет дополнением к действующей в Борисоглебской часовне. Полностью готов сейчас первый вагон – штабной.
Здесь разместилась экспозиция, посвященная военным операциям на территории страны, макеты танков и кораблей, немецкие железные кровати, графика Бориса Цитовича. В будущем появятся еще и санитарный вагон, который расскажет о военно-полевой медицине; реконструированная солдатская теплушка; вагон-тир с информацией об отличившихся стрелках и игровой зоной, вагон с небольшим актовым залом.
Возле эшелона – совсем новый экспонат: спасатели подняли с 12-метровой глубины озера Нарочь немецкое противопехотное ограждение, которое было установлено во время знаменитой Нарочанской операции на льду. В центре ограждения Цитовичи установили фрагмент индивидуального наблюдательного пункта визуального наблюдения, который несколько лет назад притащили из леса.
Во имя истории
Постоянного финансирования этой деятельности у Цитовичей нет. Поначалу они ставили перед собой только общественную задачу – увековечение памяти воинов, уже потом сформировалась идея создания музея.
Но помогают супругам всем миром: например, задумку с поездом-музеем лично одобрил и поддержал экс-председатель Минского облисполкома Семен Шапиро, различные проекты активно поддерживают Вилейский райисполком, организации и предприятия района, а также предприниматели. В тоже время семья очень обеспокоена: появятся ли достойные преемники дела их жизни?
– Пока мы живы, этот комплекс есть, а в будущем будет ли кто-то этим заниматься? Объект, возможно, перестанет существовать, – сетует Валентина Петровна.
В свое время Цитовичи пытались передать свой уникальный объект под юрисдикцию государства. Однако по ряду причин сделать это не удалось. Тогда 6 лет назад семья создала некоммерческую общественную организацию – местный благотворительный культурно-исторический фонд «Крокі», который объединил всех исследователей событий Первой мировой войны. И единомышленников становится все больше: в прошлом году были созданы Поставский и Мядельский филиалы фонда, прорабатывается вопрос об отделении в Пинске.
– За огромной территорией музея под открытым небом ухаживаем только мы на общественных началах. Сами же проводим все экскурсии, – отметил Борис Борисович. – Зарплату от фонда не получает никто. Средства, которые удается собрать идут на установку новых памятников или оплату строительных работ. Деревянная часовня приписана к вилейской Свято-Тихоновской церкви и относится к Молодечненской епархии. В случае ликвидации благотворительного фонда все имущество не будет распределяться между учредителями или попечителями, а отойдет государству. Это важный момент: музей не растащат на гильзы поштучно.
Шире круг
Восстанавливать историческое прошлое своим родителям помогает сын Даниил Цитович – скульптор, реставратор и коллекционер. Как рассказала Валентина Петровна, с детства он увлекался машинами: у дедушки был раритетный «газончик», с которого и зародилась любовь к ретро-технике. На протяжении десятка лет Даниил восстанавливал старые авто и собрал коллекцию из 98 ретро-автомобилей. Кроме того, создал оригинальный музей белорусского быта с действующей 188-летней баней.
На протяжении более 30 лет Забродье является площадкой празднования Дня Победы, в этих местах снято более 60 кинокартин. Мероприятия проходят здесь под названием «Две войны – память одна». Ежегодно организуется автопробег с посещением памятных мест и воинских захоронений, проводится военная реконструкция Первой мировой.
Вероника СОЛОВЕЙ
Фото автора