Свое дело: как многодетная мать возрождает традиции ручного ткачества
Идея создания бренда ручного ткачества HEARTINESS пришла к профессиональной спортсменке, мастеру спорта по лыжным гонкам Оксане Виноградовой после рождения старшей дочери.
«К тому времени я уже завершила спортивную карьеру, родила дочь и носила ее в слинге. Ребенок вырос, а увлечение красивыми тканями осталось, – рассказывает собеседница. – На тот момент ниша производства слингов в Беларуси была достаточно свободной, и мне пришла идея создавать свои слинги с кольцами и слинги-шарфы».
Сначала Оксана закупала готовую ткань, но постепенно осознала, что хочет создавать свою: обратилась на крупные белорусские производства, но сотрудничать с отечественными гигантами малому бизнесу было не под силу.
Затем совершенно случайно на выставке народных ремесел девушка увидела коврики ручного ткачества. Они были грубыми и непривлекательными, но Оксана увидела в этом потенциал.
«Я подъехала к руководству одного из предприятий с образцом ткани и спросила, могут ли здесь сделать что-то похожее? Мне пошли навстречу, возможно, потому, что не могли отказать беременной женщине (улыбается). На тот момент я ждала второго ребенка. Так началось наше сотрудничество. В то время слинги ручного ткачества в мире выпускала только одна компания из Канады, потому эта тема была достаточно новой и интересной», – рассказывает Оксана Виноградова и отмечает, что клиентская база стала расти очень быстро, а вместе с ней – желание организовать собственное производство.
О ручных станках и тканях для слингов
Первые два станка создатели бренда заказали у белорусских мастеров. «Примерно через полтора года работы поняли, что хотим создавать более сложные узоры, но с нашими четырехремизными станками сделать это невозможно. Тогда мы начали искать производителя ручных ткацких станков с компьютерным управлением (когда за узор отвечает компьютер). По соотношению цены и качества нас устроил 16-ремизный станок финского производителя. Сейчас мы работаем на двух – белорусском и финском», – отметила Оксана Виноградова.
Отличие слингов ручного ткачества от машинного в том, что они выполнены из более мягкой, «живой» ткани. Это преимущество сразу оценили матери, которые привыкли к дорогим качественным тканям. Для производства слингов HEARTINESS используется специальный хлопок, кашемир, меринос, шелк и даже эвкалипт. К слову, на изготовление одного изделия уходит от 4 до 6 метров ткани.
«Довольно быстро мы нашли поставщиков, которые обеспечивают нас пряжей. Конечно, нам бы очень хотелось использовать белорусский продукт, но, к сожалению, у отечественных производителей – небольшой выбор подходящей пряжи. В основном они предлагают смесь с полиэстером или акрилом. Поскольку мы используем полностью натуральные ткани, вынуждены заказывать пряжу за границей», – продолжает девушка.
О поиске кадров и вступлении в профсоюз
Найти профессиональных ткачей, готовых уйти с госпредприятия ради работы на частном производстве, было непросто, признается Оксана.
«Наша первая сотрудница – Надежда – 35 лет проработала ткачом на камвольном комбинате. Выйдя на пенсию, она случайно узнала о том, что мы набираем сотрудников. Надежда позвонила мне и сказала, что хочет научиться работать на ручном станке. Она хорошо разбиралась в ткацких узлах, понимала, как устранить брак, но опыта ручного ткачества у нее не было. Начинала Надежда с 5 сотканных сантиметров в день. Уже через месяц она соткала за рабочий день 1 метр и позвонила мне, чтобы поделиться радостью. Сейчас в день выходит примерно по 10–15 метров ткани (в зависимости от ее сложности)», – отмечает создательница бренда.
Довольно много времени ткачи затрачивают на подготовку станка к работе. Чтобы намотать 50 метров основы, затем привязать ее и пробрать рисунок, нужно примерно два дня. Далее – непосредственно сам процесс ткачества. После чего готовую ткань снимают и устраняют брак. Это достаточно трудоемкая работа. Поэтому подсчитать, сколько времени потребуется на изготовление одного слинга, непросто.
Вторая сотрудница – Татьяна Чернявская – уже имела представление о принципе работы ручного станка. Женщина работала на Слуцкой текстильной фабрике, затем – на предприятии «Слуцкие пояса», где и обучилась ручному ткачеству.
«Каждый день я приезжаю на работу из Слуцка, как на праздник. Мне интересно работать с разными материалами, осваивать новые рисунки, быть причастной к созданию красивых вещей. Особое удовлетворение получаю, когда вижу свою работу на человеке. Расцениваю это как оценку своего труда», – рассказывает мастер.
К слову, коллектив компании состоит всего из 7 сотрудников: креативного директора Оксаны и ее супруга Сергея (который является директором), двух ткачей, художника по тканям, бухгалтера и фотографа. Расширять коллектив учредители пока не планируют – в этом нет необходимости.
Недавно все 7 сотрудников вступили в ряды Белхимпрофсоюза. Решение приняли без раздумий, когда узнали о преимуществах профчленства. «Несмотря на то, что мы работаем в комфортных условиях и чувствуем себя защищенными нашим нанимателем, вступление в профсоюз будет полезным. Ведь это гарантирует нам защиту трудовых прав», – констатирует Татьяна Чернявская.
О вдохновении и современном материнстве
Когда дети подросли, Оксана решила расширить ассортимент и попробовать выпускать не только слинги. На поверхности лежала идея создания шалей и палантинов.
«Сегодня это уже наш флагманский продукт. Постепенно мы начали уходить в fashion-направление. Я участвовала в Белорусской неделе моды как дизайнер аксессуаров в тандеме с белорусскими дизайнерами Валерией Аксеновой и Ольгой Кардаш», – рассказывает собеседница.
Вдохновение (цветовые образы и сочетания) Оксана черпает из природы, коллекций модных домов и привозит из путешествий. «Мне сложно долгое время находиться на одном месте (сказывается спортивное прошлое). Чтобы перезарядиться и немного отстраниться от работы, обязательно нужно куда-то выезжать. После отдыха я возвращаюсь наполненной новыми силами и идеями. Как правило, мы путешествуем семьей. Сейчас планируем большую поездку по югу Испании – Андалусии», – отмечает героиня.
Как многодетной матери удается успешно совмещать работу и воспитание детей? Оксана Виноградова признается, что современное материнство предполагает очень активный образ жизни.
«Сегодня мамы стали гораздо более мобильными. Они могут решать свои дела с ребенком в слинге, или, к примеру, передвигаться на автомобиле, посадив малыша в автокресло, – поясняет собеседница. – Мой первый декрет длился всего 9 месяцев, и я вела очень активный образ жизни. Со средней дочерью вовсе не была в декретном отпуске, поскольку в это время мы как раз налаживали собственное производство. Сейчас с пятимесячным ребенком на руках я все так же мобильна. Не могу сказать, что сочетаю несочетаемое. Просто дети органично вписываются в мою жизнь».
Об экспорте и планах на будущее
Сегодня, помимо слингов, палантинов и шалей, под брендом HEARTINESS выпускается одежда ручного ткачества, текстиль для дома и пледы (в том числе детские). Изделия ручного ткачества пользуются большим спросом у покупателей по всему миру. Продукцию белорусского бренда знают и любят в Новой Зеландии, Австралии, Азии, Сингапуре, США, Канаде и даже Перу.
«Сейчас мы замечаем, что на вещи белорусских дизайнеров пристальное внимание обращают российские покупатели, поэтому ведем переговоры о том, чтобы представить нашу продукцию в шоу-румах Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Кроме того, весной мы выпустили первую полноценную коллекцию одежды. Планируем продолжить развиваться в этом направлении и больше внимания уделить производству домашнего текстиля», – добавила Оксана Виноградова.
Анастасия ШИРАЛИЕВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ