Экскурсия по «белорусской Одессе»: бобры, крепости и бронзовые Ильичи
Экскурсия по «белорусской Одессе»: бобры, крепости и бронзовые Ильичи
Здесь часто отвечают вопросом на вопрос, часы на башне ресторана «Чырвоная вежа» ежедневно бьют в 7.40 вечера, а пассажиры общественного транспорта, выходя из него, передают талончик тем, кто заходит.
Бобры и Ильичи
«При слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом». Этим отрывком из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова местные жители невероятно гордятся, как и бронзовым Шурой Балагановым у городского ресторана, который реконструировали из водонапорной башни.
А еще – многочисленными скульптурными бобрами. Первый памятник грызуну здесь открыли 12 лет назад рядом с рынком на пешеходной части улицы Социалистической. В сюртуке и шляпе, в бабочке, с перстнем и тростью – он совсем не похож на животное. По легенде, которую сложили сами бобруйчане, следует потереть цепочку от часов на пухлом брюшке бобра или дотронуться до его носа, чтобы обрести удачу и богатство.
Спустя 2 года на перекрестке улиц Социалистической и Московской появилась еще одна скульптура: гламурный бобр расположился на скамейке около одного из кафе. Есть в городе и металлическое ограждение с фигурками животного в центре.
Еще один интересный факт: в советское время в Бобруйске установили аж 24 памятника и бюста Ленина! Это была самая большая плотность Ильичей в республике «на душу населения». Главный памятник до сих пор стоит на площади Ленина перед зданием горисполкома. Пять лет назад постамент сделали ниже – теперь в Бобруйске шутят, что вождь мирового пролетариата стал ближе к народу.
Старообрядцы и цыгане
После никоновской реформы 1667 года часть раскольников посчитала, что в мире воцарился антихрист, а следовательно, священство перестало нести благодать, и от попов в церквях необходимо отказаться. Крупные общины старообрядцев-беспоповцев до сих пор живут в Бобруйске и его окрестностях, сохраняя старый уклад.
Самая известная деревня староверов в окрестностях города – Углы. Старообрядческое поселение существует здесь более 250 лет. В деревне можно встретить мужчин с окладистыми бородами в подпоясанных рубахах. Все женщины ходят в платках. Алкоголь и табакокурение не поощряются.
Недалеко от Бобруйска и до поселка Титовка – одной из цыганских столиц Беларуси. Цыгане живут здесь оседло с середины прошлого века и принятия указа «О приобщении к труду».
Знаменитая крепость
Сегодня Бобруйская крепость – это группа строений, разбросанных на огромной территории. А в начале XIX века она была оснащена по последнему слову европейского военного искусства периода развития гладкоствольной артиллерии и считалась одной из лучших в Российской империи. По плану известного белорусского историка и инженера Теодора Нарбута и российского генерала Карла Оппермана ее строили тысячи солдат и крепостных крестьян трех губерний – Могилевской, Минской, Черниговской.
Бобруйской крепости присвоили первый – высший класс обороноспособности. Во время войны 1812 года сооружение выдержало двухмесячную осаду армии Наполеона.
Здания крепости соединялись также и подземными туннелями, а в одном из укреплений находилась тюрьма. Еще полтора века назад Александр Герцен писал, что лучше оказаться в Сибири, чем в башне Оппермана, – пребывание в одной из камер могло свести человека с ума. В народе ее прозвали «яйцом»: там напрочь отсутствовали углы, все стены вокруг заключенного были овальными, и даже нары повторяли эту форму. Человек, находящийся в «яйце», не мог встать в полный рост, не мог лечь с вытянутыми ногами, находясь постоянно в позе эмбриона. Говорят, смотреть на камеру пыток боялись даже сами охранники.
Позже крепость использовали как склад, политическую тюрьму, санчасть, декорации для фильмов и клипов. Сейчас она заброшена. Спасти один из центральных памятников истории Бобруйска можно, но стоит это колоссальных денег. О какой сумме идет речь, подсчитать никто не берется…
«Порт-Артур»
В центре Бобруйска есть дом, который жители называют «Порт-Артур». Он напоминает крепость формами: из двора-колодца ведут только два выхода, закрыв которые можно почувствовать себя внутри форта. Дом возводился во время русско-японской военной кампании, когда сражение у Порт-Артура было на слуху. Возможно, архитектурная форма и военное время и дали ему это название.
По другой версии, в дореволюционное время в «крепости» держал постоялый двор и притон некий человек по имени Артур. К слову, построено здание из знаменитого красного кирпича Розенберга – невероятно прочного, с фирменными вензелями.
От него четыре минуты езды на городском транспорте до другой достопримечательности – указателя, который отмечает расстояние от белорусского райцентра до самых важных городов мира: Рима, Москвы, Сиднея, Могилева, Одессы и, разумеется, Тель-Авива.
Подготовила Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора и из открытых источников