Вопросы ценообразования обсудили за «круглым столом» в ФПБ
Об этом шла речь во время «круглого стола», организатором которого выступила Федерация профсоюзов Беларуси.
От производителя до потребителя
«Круглый стол» прошел в рамках «народного расследования» роста цен на мясную продукцию, о проведении которого в национальном профцентре заявили после резкого подорожания мяса птицы в августе текущего года. Чтобы выяснить, на каком этапе происходит рост цен и чем он обоснован, к участию в обсуждении были приглашены представители министерств антимонопольного регулирования и торговли, сельского хозяйства и продовольствия, экономики, здравоохранения, Национального банка, Комитета госконтроля, торговых сетей и перерабатывающей промышленности.
– ФПБ осуществляет постоянный мониторинг цен по социально-значимым категориям товаров и услуг в 137 районных центрах и крупных городах с 2017 года, – рассказала заместитель председателя ФПБ Елена Манкевич. – Эту инициативу поддержал Президент страны. Мониторинг ценовой ситуации проводится на системной основе. При этом нам важно проанализировать всю цепочку формирования цены от производителя до потребителя.
Результаты проводимого Федерацией профсоюзов мониторинга цен на социально-значимые товары и услуги показали, что на протяжении 9 месяцев ситуация по стоимости продуктов питания в целом оставалась достаточно стабильной – повышение цен было адекватно уровню инфляции.
Вместе с тем по нескольким товарным позициям произошло более заметное удорожание. Например, с начала года цены на свинину выросли на 8,6%, мясо птицы – на 15,4%. А по сравнению с данными прошлого сентября показатели по этой товарной группе еще выше: рост на говядину составил 14%, на свинину – 13%. По сравнению с сентябрем минувшего года также значительно подорожали традиционные для белорусов овощи (свекла, морковь, капуста) – на 33,5%, а также пшенная крупа – более чем на 41%.
Причины роста
Во время обсуждения участники «круглого стола» отметили, что сегодня есть ряд объективных причин, которые приводят к удорожанию товаров мясной группы. Одна из основных – увеличение цен на корма, поскольку в этом году урожай зерновых в нашей стране, как и у наших соседей, ниже прошлогоднего. И это, безусловно, сказывается на цене. Вместе с тем стоит отметить, что расходы на корма составляют до 70% себестоимости мяса.
Среди других причин, которые повлияли на рост цен мясной продукции, – увеличение издержек и производителей, и переработчиков по другим статьям расходов, среди которых энергоресурсы, топливо, заработная плата.
В рамках «круглого стола» было отмечено, что сегодня все участники производственной цепочки – от производителя до продавца – принимают меры по сохранению ценовой стабильности на рынке. В частности, на уровне переработчиков мясной продукции снижаются издержки за счет использования более доступных по цене отечественных составляющих готовой продукции. Со стороны торговых сетей применяются надбавки в районе 10%. Поскольку все понимают, что потребитель сегодня голосует рублем. И при резком удорожании продукции спрос на нее упадет. К слову, представители некоторых торговых сетей уже сегодня отмечают тенденции к выбору покупателями более дешевой мясной продукции.
«Народное расследование» продолжится
– Встречу в таком формате и в таком составе мы проводим впервые. И уже очевидно, что широкое и разностороннее обсуждение вопросов ценовой политики полезно для всех, – отметила заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Елена Манкевич, – поскольку у каждого участника производственной цепочки есть возможность учесть объективные факторы, влияющие на конечную стоимость. И, соответственно, принимать взвешенные решения в вопросах цен, опираясь не только на узковедомственные интересы, но и учитывая общую ситуацию на рынке.
При этом Федерация профсоюзов настаивает, что, несмотря на все объективные причины, любое повышение цен и тарифов должно быть соразмерно росту доходов населения.
К слову, стоит отметить, что в сентябре текущего года правительство приняло антиинфляционную программу, в которой учтена эта позиция национального профцентра. Цель этой программы – создание условий для устойчивого экономического роста, развитие конкуренции и снижение инфляционных ожиданий.