Молчание — знак согласия?
Неожиданный «подарок»
Свой нынешний день рождения Ольга Ивановна (имя и отчество по этическим соображениям изменены. – Прим. 1prof.by.), заведующая медицинским пунктом одной из войсковых частей в Минской области, запомнит, пожалуй, надолго. Праздник омрачил тот факт, что ее уволили без объяснения причин.
«Я работаю в этой части с 2005 года. Когда мы переехали сюда, медпункта не было вообще. Приходилось начинать с нуля, создавать все буквально своими руками. Трудилась добросовестно, без нареканий и замечаний со стороны руководства. Имею высшую квалификационную категорию», – рассказала Ольга Ивановна.
Собеседница признается, что с учетом всех этих фактов было не особо понятно, почему контракт с ней прежде подписывали на 1 год. Обращалась в профком за разъяснением, но там коротко отвечали, мол, надо радоваться, что вообще продлили трудовые отношения.
Последний контракт у Ольги Ивановны длился до августа 2017-го — ей исполнилось 55 лет и руководство части сообщило: продлевать не будем, отправляем на пенсию. Однако в связи с тем, что по Указу Президента № 137 пенсионный возраст в Беларуси повысился (в данном случае на год), местные юристы помогли доказать: такое решение неправомерно. По итогу контракт продлили до августа 2018-го.
«И вот 29 июня я получаю уведомление о том, что со мной не продляют трудовые отношения. На свой вопрос «Почему?» услышала: «Потому что так решил наниматель», – добавила Ольга Ивановна. – Руководство нашей части сменилось за несколько дней до уведомления. По сути, бумагу мне подписывал человек, с которым я прежде вообще не работала. Хотя, конечно, главным фактором был пенсионный возраст».
Правда, здесь есть один нюанс: в настоящее время женщине не полагается пенсия по возрасту. Дело в том, что сначала она была на военной должности (без уплаты взносов в ФСЗН), а затем ее перевели на гражданскую. Соответственно, 20 лет, которые Ольга Ивановна прослужила, не учитываются для назначения пенсии по возрасту. А требуемого минимального стажа (с 2016 года – 15 лет) у нее нет.
Ошеломленная таким решением, заведующая медпунктом пыталась достучаться до руководства, написала заявление о заключении с ней контракта на 2 года. Она неоднократно подходила к нанимателю, но каждый раз тот обещал подумать «неделю–другую». Меж тем заявление так и осталось без внимания, а 2 августа, в день рождения, Ольгу Ивановну уволили «в связи с истечением срока действия контракта». Пытаясь добиться справедливости, она обратилась за помощью к профсоюзным специалистам.
В обход колдоговора
Как рассказала главный правовой инспектор труда Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений Диана Чуприна, после обращения Ольги Ивановны она запросила коллективный договор этой части.
«В документе четко было прописано, что с работниками, не допускающими нарушений трудовой дисциплины, наниматель обязан продлевать контракт на максимальный срок, – пояснила Диана Леонидовна. – Такие гарантии содержатся в тарифном соглашении, заключенном между профсоюзом и Министерством обороны в мае 2017 года. Кроме того, в колдоговоре предусмотрено, что наниматель обязуется содержание контракта и уведомление о заключении и (или) прекращении трудовых отнощений с работником согласовывать с профсоюзным комитетом».
Также Ольга Ивановна обратилась в объединенную отраслевую профсоюзную организацию Вооруженных Сил. Правовой инспектор труда Татьяна Воробей посетила войсковую часть, чтобы выяснить, согласовывал ли наниматель уведомление об увольнении с профкомом и участвовал ли тот в принятии решения, как прописано в колдоговоре части. Но мониторинг показал: ничего из перечисленного выполнено не было. Соответственно, последовало обращение в суд.
Чья правда?
По данному делу состоялось 3 судебных заседания. Естественно, представители руководства войсковой части, выступавшие в суде, с требованиями Ольги Ивановны – восстановить ее на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и возместить моральный вред – не соглашались. «Наниматель понимал, что нарушил процедуру увольнения. Но свой поступок аргументировал тем, что уведомление показал председателю профкома, а та поставила подпись. Соответственно, молчание со стороны руководства первички расценил как согласие на увольнение заведующей медпунктом», – отметила Диана Чуприна, которая в том числе представляла интересы Ольги Ивановны в суде.
Однако правда оказалась не на стороне нанимателя. На третьем заседании 28 сентября суд Минского района вынес решение: восстановить Ольгу Ивановну в прежней должности. Кроме того, войсковая часть должна выплатить ей более 2 130 рублей, в том числе 200 рублей компенсации морального вреда.
В беседе с журналистом Ольга Ивановна заверила, что благополучно вернулась на свое рабочее место. Говорит, ощущения – будто и не уходила. Коллеги нормально восприняли ее возвращение и относятся доброжелательно. Новый контракт руководство части заключило с ней в пределах максимального срока – на 3 года. «Я очень рада, что справедливость взяла верх. Но без квалифицированной и оперативной помощи профсоюзных специалистов это вряд ли произошло бы», – заключила она.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ