Увидеть, как производятся легендарные «Беларусы»: старшеклассники посетили МТЗ
Старшеклассники уже побывали на Детской железной дороге и узнали, как получить специальность машиниста, проводника и дежурного по станции. Во время экскурсии по Ботаническому саду ребят посвятили в тонкости таких профессий, как агроном, ботаник, инженер лесного хозяйства, ландшафтный дизайнер и рабочий по уходу за растениями.
На минувшей неделе девятиклассников из Детского городка Ленинского района столицы встречал Минский тракторный завод.
После небольшого инструктажа по технике безопасности специалист по работе с молодежью ОАО «МТЗ» Сергей Сидорович пригласил ребят на экскурсию по предприятию.
Тракторный завод напоминает город в городе. Здесь есть улицы, каждая из которых носит свое название, дорожные знаки, пешеходные переходы и даже собственная железная дорога.
МТЗ был построен в 1946 году. К выпуску тракторов завод шел поэтапно. Первой продукцией, которую выпустило предприятие, стал пусковой двигатель. Производство тракторов начиналось с гусеничных машин. Сегодня Минский тракторный завод, где трудятся более 17 тысяч человек, – один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники не только в странах СНГ, но и во всем мире.
Участники проекта «ПРОФориентир» побывали в цехе сборки тракторов и воочию увидели, где выпускаются легендарные «Беларусы».
К слову, если раньше практически каждая модель трактора собиралась в отдельном цехе, то нынешний четырехэтажный корпус разделен на несколько участков. На первом этаже непосредственно собирают тракторы, на двух следующих по конвейерам передвигаются колеса и трансмиссии, на последнем устанавливается кабина трактора. Таким образом, каждые 5 минут с конвейера сходит новенький трактор.
Затем старшеклассников пригласили в механический цех, где выпускаются детали для тракторов: валы и шестерни. Здесь трудятся по большей части операторы станков с программным управлением. Среди них много представительниц прекрасного пола. Операторы задают программу, устанавливают деталь в станок, после чего он самостоятельно, согласно заданной программе, обрабатывает деталь.
Эту и другие востребованные на заводе профессии можно получить в филиале «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» Республиканского института профессионального образования либо в филиале БНТУ «Минский государственный машиностроительный колледж», который располагается на территории МТЗ.
Готовит кадры для завода и автотракторный факультет Белорусского национального технического университета. В частности, в вузе можно получить специальность инженера-конструктора.
«На МТЗ есть два конструкторских управления. Первое разрабатывает непосредственно тракторную технику. Второе специализируется на альтернативной технике: лесозаготовительных машинах, современных гусеничных тракторах и универсальных машинах, которые ездят по дорогам общего пользования, а при необходимости могут встать на рельсы и заменить собой локомотив», – рассказал гид.
Ежегодно на предприятие приходят примерно 200 молодых специалистов. Адаптироваться к работе им помогают наставники.
По словам Сергея Сидоровича, предприятие заботится о своих сотрудниках. На МТЗ есть медицинский центр, поликлиника, медицинские пункты, 3 стоматологических кабинета, где работники обслуживаются бесплатно.
Подкрепиться и восстановить силы можно в столовых, буфетах, магазинах-кулинариях, «Пельменной», «Бульбяной» и «Блинной», расположенных на территории завода.
Также у работников предприятия есть возможность отдохнуть и поправить здоровье на двух базах отдыха – «Вяча» (летнее пребывание) и «Рудня» (круглогодичное пребывание). При желании оздоровиться можно без отрыва от производства: после первой смены работника доставят на базу отдыха, где он пройдет медицинские процедуры, переночует и с утра вернется на рабочее место.
Помимо этого, к услугам работников – физкультурно-оздоровительный комплекс МТЗ и физкультурно-спортивный клуб. У детей сотрудников есть возможность отдохнуть в одном из двух детских лагерей.
По окончании экскурсии ребят пригласили на постоянно действующую
выставку продукции «МТЗ-ХОЛДИНГ», где представлены как самые популярные модели тракторов, так и последние разработки предприятия. В частности, самый мощный серийно выпускаемый «Беларус», который может работать по системе точного земледелия без участия оператора-тракториста.
Все желающие смогли посидеть за рулем понравившегося трактора и сфотографироваться.
«На 1 января 2018 года предприятие собрало 3 млн 866 тыс 402 трактора. В ближайшие 3–4 года МТЗ планирует выпустить четырехмиллионный трактор. Быть может, кто-то из вас прикоснется к его созданию», – добавил Сергей Сидорович.
Анастасия ШИРАЛИЕВА
Фото Александра ПОБАТА