Автомобилист, к зиме готов? Дорожные службы страны ждут снегопады и гололедицу
Для дорожных служб и республиканского дорожного хозяйства зимний период традиционно самый сложный. В Минтрансе к холодам начинают готовиться еще с весны. В течение года определяются производственные базы, ремонтируется дорожное покрытие, закупается дорожно-строительная техника, заготавливаются противогололедные материалы. Только в Минске, например, отремонтировано в общей сложности 387 тыс. квадратных метров покрытия – это ремонт проезжей части, тротуаров, транспортно-пешеходных ограждений, колодцев дождевой канализации, замена бортового камня, устранение ям и трещин.
«В этом году мы в плановом режиме подготовили 345 тыс. тонн песчано-соляной смеси, 183,5 тыс. тонн технической соли и 122 тыс. тонн чистой соли. Кроме того, ведется заготовка органоминеральных смесей, которые в зимний период используются в аварийных случаях для ямочного ремонта. В целом дорожные предприятия готовы к работе в зимний период», – рассказывает заместитель начальника главного управления автомобильных дорог – начальник отдела содержания автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик.
Чем короче зима, тем дешевле она обходится городу?
По словам заместителя генерального директора по содержанию объектов благоустройства ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Олега Лукашенко, в Минске преимущественно используют смеси на основе галита марки А и соли с песком.
«Это самый опробованный и надежный материал, чтобы использовать зимой. Ежегодно в столице потребность в нем составляет около 54,8 тыс. тонн. До наступления холодов заготавливаем песчано-соляные смеси в объеме не менее 70% от потребности, – говорит эксперт. – Прошлой зимой специалисты неоднократно сталкивались с вопросами безопасности противогололедных реагентов для экосистемы города, в частности, для деревьев, высаженных вдоль магистральных улиц».
В прошлые годы «Минскзеленстрой» и общественные активисты категорично высказывались против применения реагентов. Из-за повышенного содержания в почве солей натрия и хлора растения гибнут, и каждую весну только в столице вынуждены заменять до 2% пострадавших насаждений. Однако от использования противогололедных смесей никуда не деться.
«В уличной сети Минска применяются реагенты, которые прошли испытания и соответствуют требованиям. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду организации выполняют работы по зимнему содержанию реагентов: хранятся материалы на закрытых складах в местах с асфальтобетонным покрытием, чтобы не просачивались в почву. Строго соблюдаются нормы россыпи реагентов», – заверяет Олег Лукашенко.
Сейчас Горремавтодор Мингорисполкома активно сотрудничает с Институтом микробиологии Национальной академии наук Беларуси в рамках подпрограммы «Инновационные биотехнологии-2020» Госпрограммы «Наукоемкие технологии и техника-2016–2020». Специалисты разрабатывают технологию применения микробных удобрений на основе солеустойчивых азотофиксирующих и фосфатомобилизирующих микроорганизмов. По мнению Олега Лукашенко, это позволит на 10–15% сократить затраты на замену насаждений, поможет сохранить существующие посадки и минимизирует содержание хлористого натрия в почве. Места для «пилотного» применения микробных удобрений уже выбраны.
Спецтехника на старте
Над передовыми материалами и технологиями работают в Белорусском дорожном научно-исследовательском институте.
«БелдорНИИ также анализирует подходы к зимнему содержанию дорог в зарубежных странах. В частности, в Минской области используем технологию скоростной очистки магистральных дорог специальными машинами МАЗ-МАН не только с передним, но и с боковым отвалом – снег выбрасывается на обочину. Дороги очищаются в сопровождении машин Госавтоинспекции. Новый метод помогает существенно экономить затраты, поскольку одна такая машина проходит дорог вдвое больше, чем при традиционной очистке», – рассказывает Сергей Леончик.
Традиционно самые загруженные в столице – дорога до Национального аэропорта «Минск», вторая кольцевая дорога, магистральные выходы из Минска. В дорожных службах начались круглосуточные дежурства спецтехники, чтобы в случае снегопада как можно быстрее расчистить пути для транспорта, проводится мониторинг температур и других показателей окружающей среды, проверяется состояние дорожного покрытия. В зимний период на дорогах столицы будет работать примерно 784 единицы спецтехники.
Не забудьте про шины и тормоза!
«Мы рассчитываем, что владельцы автомобилей и пользователи дорог также готовятся к зиме. Автомобилистам обязательно нужно проверить состояние тормозной системы, протекторы шин, поставить зимние колеса. В нашей стране есть законодательное обязательство по установке шин с зимним рисунком или всепогодным протектором. Достаточная глубина протектора – 4 миллиметра. Для безопасности следует использовать их для всех четырех колес», – советует представитель Минтранса.
Сергей Леончик также предостерегает автовладельцев от маневров и обгонов дорожных машин, которые участвуют в зимнем содержании дорог. «Водитель следит за технологическим процессом и может не заметить того, кто пошел на обгон. Подождите, пока техника завершит работу, езжайте за ней. Такое решение может сохранить жизнь», – объясняет он.
Если вы попали в сложную ситуацию – не можете выбраться из снежных завалов, поломался автомобиль, – обратитесь в дежурную диспетчерскую службу по телефону «125».
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото Виталий ГИЛЬ