Федерация профсоюзов Беларуси
Внеочередной IV съезд ФПБ, который состоялся 18 – 19 сентября 2002 года и в котором принял участие Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, снял напряжение в трудовых коллективах Беларуси, положил конец кризисным явлениям в профсоюзном движении республики.
Съезд принял все необходимые решения по важнейшим для профсоюзов вопросам. В соответствии с решениями внеочередного IV съезда ФПБ удалось обеспечить эффективную работу Национального совета по трудовым и социальным вопросам, а также соответствующих советов на отраслевом и местном уровнях; осуществлять подготовку проектов актов законодательства, затрагивающих трудовые и социально-экономические интересы граждан, с обязательным участием Федерации профсоюзов; расширить права профсоюзов при осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде; разработать предложения по совершенствованию законодательства, затрагивающего права и гарантии деятельности профсоюзов, с учетом рекомендаций Международной организации труда; внести предложения по повышению роли профсоюзов в развитии спорта и туризма; привлекать ФПБ к разработке и осуществлению республиканских и местных программ по развитию культуры, охране здоровья населения, реализации мер по распространению массовой физической культуры.
Внеочередной IV съезд ФПБ избрал новый состав всех высших органов ФПБ, положив начало обновлению и укреплению профсоюзного движения под руководством и вокруг Федерации профсоюзов Беларуси. Председателем ФПБ (вновь как и на пленуме Совета ФПБ в июле 2002 г.) был избран Л.П. Козик.
Главным направлением работы профсоюзных организаций съезд определил организационное укрепление профсоюзов, принял курс на консолидацию, укрепление единства и солидарности профсоюзного движения.
Новое руководство ФПБ обратилось к Главе государства с просьбой вернуть в названии самой массовой организации слово «Беларуси» и получило положительный ответ. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 584 Федерации профсоюзов Белорусской было предоставлено право использования в своем наименовании официального сокращенного названия Республики Беларусь – Беларусь.
Был избран новый состав Совета ФПБ, а также сформирован по новому принципу Президиум Совета ФПБ, в котором стали работать представители всех структур профсоюзов с регулярной их ротацией.
Позитивные перемены, произошедшие в Федерации профсоюзов после внеочередного IV съезда ФПБ, создали предпосылки для повышения эффективности в работе профсоюзных организаций, условия для роста рядов профсоюзов, укрепления их финансового положения.
Благодаря избранному съездом курсу на социальное партнерство, что является главной задачей профсоюзов любой страны, в короткое время удалось решить целый комплекс вопросов. В частности, повысилась эффективность социального партнерства при решении вопросов защиты социально-экономических интересов трудящихся.
Федерация профсоюзов работала в эти годы в непростых условиях. Пришлось не только восстанавливать то, что было разрушено за предыдущие годы, но и делать это в достаточно жестких условиях противостояния, противоборства, а также настороженного внимания со стороны ряда зарубежных и международных профсоюзных центров, настраиваемых против ФПБ внутренними оппонентами.
Тем не менее Федерации профсоюзов удалось победить внутреннюю оппозицию, тех, кто использовал профсоюзы – рабочие места, каналы связи, оргтехнику, финансы – для личных политических целей.
ФПБ заявила сразу и твердо: в рядах ФПБ не будут работать те, кто занимается политикой, кто видит своей целью борьбу за власть. И ФПБ не позволила использовать возможности профсоюзных организаций для нагнетания политического противосостояния.
Период после внеочередного IV съезда ФПБ характеризуется кропотливой и напряженной работой, направленной на повышение социальной защищенности трудящихся Республики Беларусь, расширение прав профсоюзов, укрепление их влияния в коллективах.
Одной из важнейших задач, остро стоявших перед профсоюзным движением Беларуси в 2002 году, была необходимость его консолидации.
И эта задача на протяжении 2002 – 2005 годов была успешно решена. В ФПБ возвратились все ранее (в 2000 – 2002 годах) вышедшие из нее организации – более десятка региональных профсоюзов, объединявших в своих рядах в общей сложности более 100 тыс. членов.
Помимо возврата вышедших профсоюзных организаций Федерацией профсоюзов Беларуси в течение 2003 – 2004 годов. была проведена большая работа по восстановлению всех ранее действовавших профсоюзных организаций.
Эти примеры свидетельствуют о том, что кризис, охвативший профсоюзное движение Беларуси, к 2004 – 2005 годам был полностью преодолен.
Таким образом, по состоянию на 1 марта 2007 г. помимо 28 отраслевых профсоюзов, в структуру Федерации профсоюзов Беларуси входят 6 областных и Минское городское объединение профсоюзов, 138 районных и городских объединений профсоюзов, 93 профсоюзных органа областного уровня, 513 районных и городских комитетов (советов) профсоюзов, 128 объединенных организаций, 35 профкомов объединений, а также 23046 первичных профсоюзных организаций.
В составе выборных руководящих органов ФПБ Совет Федерации профсоюзов Беларуси в количестве 235 членов, избранных 19 – 20 сентября 2005 г. на V съезде ФПБ (с учетом последующих изменений на II и III пленумах Совета ФПБ, состоявшихся в июле и ноябре 2006 г.), и президиум Совета ФПБ – 25 членов, избранных на I пленуме Совета ФПБ в сентябре 2005 г., (с учетом произведенной персональной ротации на III пленуме Совета ФПБ в ноябре 2006 г.).
Период 2002 – 2007 годов характеризуется постоянным ростом численности членов профсоюзов. Так, за это время численность членов ФПБ увеличилась более чем на 150 тыс. человек и в настоящее время составляет более 4 млн. членов профсоюзов. При этом работники предприятий, учреждений и организаций составляют 85,8% от общего количества членов ФПБ, студенты высших учебных заведений, учащиеся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ – 8,8%, неработающие – 5,4%.
Также возрос охват профсоюзным членством. В целом по ФПБ данный показатель по работающим увеличился с 89,8% в 2002 году до 94,1% в 2006 году, по студентам высших учебных заведений и учащимся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ с 89,7% в 2002 году до 90,7% в 2006 году.
Несмотря на то, что на протяжении 2005 – 2006 годов был значительно активизирован процесс создания первичных профсоюзных организаций, в первую очередь в организациях негосударственного сектора экономики (в течение вышеуказанного периода в республике было создано 1260 новых первичных профсоюзных организаций (74591 член профсоюзов), в том числе в организациях негосударственной формы собственности – 614 первичных организаций (30954 члена профсоюзов), в республике по-прежнему имеется значительный резерв для наращивания профсоюзного членства.
В общей сложности из числа работающих не охвачено членством в профсоюзах около 850 тыс. человек, причем подавляющее большинство из них – это работники предприятий, организаций и учреждений негосударственной формы собственности, что беспокоит ФПБ. Работа по созданию новых профсоюзных организаций продолжается.
Вопросы кадровой политики всегда были в центре внимания ФПБ. При этом реализовывался принцип сочетания молодых и опытных кадров, являющийся важным условием для сохранения преемственности в работе и обеспечения жизнестойкости каждого профсоюза.
В ходе отчетно-выборной кампании 2004 – 2005 годов был значительно обновлен состав руководящих профсоюзных органов, произошла смена руководителей 34% профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, 23,4% руководителей профсоюзных органов районного и городского уровня, 10% председателей областных комитетов (советов) профсоюзов, а также 6 членских организациях ФПБ. Необходимо отметить, что примерно 12% избранных руководителей профсоюзных органов (в основном первичных профсоюзных организаций) составили молодые люди в возрасте до 30 лет.
Убедительным подтверждением действенного механизма активизации профсоюзной работы стали итоги отчетно-выборной кампании 2004 – 2005 годов, когда отчеты и выборы состоялись в 66579 профсоюзных группах, 11701 цеховой, 23036 первичных профсоюзных организациях, 749 профсоюзных организациях районного и городского уровня, 93 профсоюзных организациях областного (Минского городского) уровня.
В целом отчетно-выборная кампания прошла в профсоюзах организованно. Было обеспечено широкое и, что не менее важно, активное участие членов профсоюзов в отчетно-выборных мероприятиях (в отчетных мероприятиях приняли участие более 2,5 млн. человек, явка членов профсоюза на собраниях в среднем составила 81%, делегатов на конференциях – 93%), разъяснена позиция Федерации профсоюзов Беларуси, принципиально обсуждены имеющиеся проблемы и намечены пути их решения. Поднимавшиеся на конференциях и собраниях вопросы были систематизированы, обобщены и легли в основу программ действий на будущий период как отраслевых профсоюзов, так и ФПБ.
Завершил отчетно-выборную кампанию 2004 – 2005 годов V съезд ФПБ. Съезд Федерации профсоюзов Беларуси подвел итоги трехлетней работы и принял Программу деятельности ФПБ на 2005 – 2010 годы. В работе съезда принял участие Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Основное внимание на съезде было уделено вопросам защиты интересов человека труда, дисциплины на производстве, оздоровления, внутрисоюзной работы, обсуждены изменения в Устав и положение о Ревизионной комиссии ФПБ. Главный вывод съезда — ФПБ нашла свое место в обществе и имеет достаточно высокий авторитет, укрепила влияние профсоюзов, стала реальной силой, способной эффективно отстаивать интересы трудящихся, работает активно и плодотворно на благо человека-труженика, всего белорусского народа и государства. Съезд избрал председателем Федерации профсоюзов Беларуси Л.П. Козика, а также Совет ФПБ (229 человек) и Ревизионную комиссию (17 человек).
В целях повышения эффективности работы профсоюзных организаций по защите трудовых и социально-экономических прав и законных интересов граждан, а также обеспечения активного участия профсоюзов в реализации социально-экономической политики государства Федерации профсоюзов Беларуси за последние 4 – 5 лет удалось создать необходимое правовое поле, позволяющее активно участвовать в социально-экономических процессах, происходящих в стране. Налажено эффективное взаимодействие профсоюзов с органами государственного и хозяйственного управления.
Представители ФПБ повсеместно участвуют в работе органов государственного управления на всех уровнях при решении вопросов, затрагивающих социально-экономические интересы работников.
В целях расширения взаимодействия социальных партнеров руководители ряда членских организаций ФПБ и иные профсоюзные представители включены в состав коллегий 14 министерств и 3 государственных комитетов, введены в составы областных, районных и городских исполнительных комитетов.
В республике по требованию Федерации профсоюзов Беларуси были приняты меры, направленные на снижение уровня инфляции, стабилизации цен и тарифов, недопущение опережающего их роста по сравнению с ростом доходов населения.
Так, в рамках Национального совета и при поддержке Главы государства Федерация профсоюзов Беларуси смогла убедить государственные органы о необходимости приостановить рост цен на жилищно-коммунальные услуги. Как результат, в течение последних трех лет рост цен не превышает 4–5 долларов США в год в расчете на 2-комнатную квартиру. При этом уровень возмещения населением средневзвешенными тарифами затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг составил в среднем 41%. Удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах средней семьи не превышал 11,5%. Темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги не превышают темпов роста инфляции.
По инициативе ФПБ снижен размер пени с 0,5% до 0,3% за каждый день просрочки оплаты коммунальных услуг. Федерация профсоюзов длительное время настаивала на переносе сроков уплаты коммунальных платежей на 25 число месяца, следующего за отчетным, и добилась своего. Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2006 г. № 153 срок оплаты коммунальных платежей перенесен на 25 число.
Федерация профсоюзов настояла на включении в Генеральное соглашение нормы, согласно которой повышение оплаты за жилье, коммунальные услуги и тарифов на проезд в городском транспорте общего пользования и на перевозки в пригородном транспорте может осуществляться только после опережающего увеличения доходов граждан.
В сфере оплаты труда удалось решить одну из самых злободневных проблем – ликвидировать задолженность по выплате нанимателями заработной платы. На протяжении нескольких лет на многих предприятиях заработная плата работников выплачивалась с задержкой на месяц и более.
Федерация профсоюзов потребовала от Правительства принятия конкретных мер по ликвидации задолженности. Было издано постановление Совета Министров, ужесточившее требования к нанимателям по своевременной выплате заработной платы, а затем и Указ Президента Республики Беларусь, поставивший окончательную точку в этом вопросе.
По предложению ФПБ в Генеральное соглашение включено положение об обеспечении государственного и общественного контроля за своевременной выплатой начисленной заработной платы в организациях всех форм собственности. В настоящее время заработная плата в основном выплачивается своевременно.
Существенных подвижек Федерация профсоюзов добилась в части увеличения размера минимальной заработной платы. При подготовке проекта бюджета Республики Беларусь на 2005 год Федерация профсоюзов настояла на установлении размера минимальной заработной платы на уровне бюджета прожиточного минимума. Предложение Федерации Правительством было принято. Минимальная заработная плата с ноября 2004 г. установлена в размере бюджета прожиточного минимума, с 1 января 2006 г. минимальная заработная плата установлена в размере 104% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В ходе подготовки предложений в проект бюджета Республики Беларусь на 2007 год Федерация профсоюзов предложила установить размер минимальной заработной платы на уровне 1,2 бюджета прожиточного минимума. За период с 2002 года по 2006 год минимальная заработная плата выросла в долларовом эквиваленте с 11 до 80 долларов США.
По предложению Федерации профсоюзов в Генеральное соглашение включены и выполняются обязательства по поддержке учащейся молодежи:
- заселение иногородних студентов и учащихся на свободные места в общежитиях других учебных заведений независимо от их подчиненности;
- обеспечение поэтапного повышения размера всех видов учебных стипендий учащейся молодежи.
В 2002 – 2003 годах Федерацией профсоюзов Беларуси был предпринят ряд мер, направленных на полное решение вопросов, связанных с безналичным порядком удержания членских профсоюзных взносов. Были приняты соответствующие нормативные документы, подготовлены методические указания по данному вопросу. Установлен жесткий контроль за выполнением нанимателями требований законодательства в данной сфере. Так, если на 1 октября 2004 г. общий размер задолженности нанимателей по взносам составлял 2 млрд. 57 млн. рублей, то по состоянию на 1 декабря 2005 г. общий размер задолженности составил уже 747,83 млн. рублей, а на 1 июля 2006 г. размер задолженности нанимателей вошел в обычные рамки текущих платежей.
Учитывая важность вопроса обеспечения занятости населения, Федерация профсоюзов отстояла в Генеральном соглашении на 2004 – 2005 годы критический уровень безработицы в размере 3 процентов от численности экономически активного населения. Требования Федерации профсоюзов повысить этот уровень поддержал Президент Республики Беларусь и обязал Правительство, нанимателей довести к концу 2004 года уровень безработицы до 2%. Фактически был достигнут показатель 1,9%. Работа по обеспечению занятости населения продолжалась и в последующие годы. В результате реализации Государственной программы занятости населения уровень безработицы снизился с 3% в 2002 году до 1,2% в 2006 году.
Федерация профсоюзов смогла вернуть ранее действовавшую норму, разрешающую профсоюзным организациям не представлять в налоговые органы сведения по доходам членов профсоюзов от оказанной профсоюзными организациями и их организационными структурами материальной помощи, выданных подарков, средств на цели социальной защиты, если такие суммы в течение календарного года не превышают 30 базовых величин.
Период времени, прошедший после внеочередного IV съезда ФПБ, характеризуется также активизацией и совершенствованием работы в сфере общественного контроля за соблюдением законодательства о труде. Утверждены новые положения о правовой и технической инспекциях труда Федерации профсоюзов Беларуси, организована работа по восстановлению их позиций и методическому руководству их деятельностью. В настоящее время выполнение возложенных на эти инспекции задач происходит на качественно новом уровне.
Установленные Федерацией профсоюзов квалификационные требования для правовых (главных правовых) инспекторов труда, в частности, обязательное наличие высшего юридического образования, стимулировали профсоюзные организации к укомплектованию своих штатов юристами. На начало 2007 года численность правовых и главных правовых инспекторов труда правовой инспекции труда ФПБ составила 111 человек при общей штатной численности профсоюзных юристов 106 человек (в 2004 – 94, в 2003 – 86, в 2002 – 87).
Рост числа профсоюзных юристов и проводимая ФПБ работа по совершенствованию их деятельности положительно сказались на показателях, отражающих эффективность общественного контроля профсоюзов за соблюдением законодательства о труде.
В целом за период между внеочередным IV съездом ФПБ и началом 2007 года:
- проверено более 37 тыс. организаций;
- выдано нанимателям 13 тыс. 250 представлений об устранении 59000 нарушений законодательства о труде;
- привлечено к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения законодательства о труде 1 709 должностных лиц нанимателей;
- подготовлено почти 4 тыс. исковых заявлений и иных документов процессуального характера;
- восстановлено на работе 822 незаконно уволенных работника;
- рассмотрено почти 60 тыс. письменных обращений граждан, дано более 583 тыс. устных консультаций по правовым вопросам.
Кроме этого, за 2003 – 2006 годы при помощи профсоюзов работникам было выплачено незаконно удержанных или невыплаченных нанимателями денежных средств на сумму, составляющую 1 млн. 923 тыс. в долларовом эквиваленте.
ФПБ добилась реального участия профсоюзов в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические интересы трудящихся.
Благодаря внесенным по инициативе ФПБ в законодательные акты изменениям Правительство при подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые и связанные с ними экономические интересы работников, направляет соответствующие проекты для рассмотрения и внесения замечаний и предложений ФПБ, а также рассматривает ее позицию до принятия решения.
Так, если в 2002 году в ФПБ направлялось на согласование всего 9 нормативных правовых актов, то в 2006 – более 90.
С участием ФПБ проводится работа по совершенствованию системы страхования. Так, после анализа поднятых Федерацией профсоюзов проблемных вопросов в данной сфере, Главой государства издан Декрет «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которому наниматель обязан осуществлять страхование работников на случай производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В связи с многочисленными обращениями в ФПБ работников организаций, в которых отсутствовали профсоюзные структуры, Федерация профсоюзов ходатайствовала перед Главой государства о предоставлении профсоюзам права осуществлять общественный контроль в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от профсоюзного членства работников. Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» наделил представителей Федерации профсоюзов, ее организационных структур, членских организаций ФПБ и их организационных структур таким правом. Кроме того, данный Указ уполномочил на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде наряду с правовыми и техническими инспекциями труда руководителей и уполномоченных в установленном порядке представителей ФПБ, ее организационных структур, членских организаций ФПБ и их организационных структур.
Участие в нормотворческой деятельности позволило разрешить и ряд иных вопросов, актуальных для профсоюзной деятельности и работы созданных ФПБ хозяйствующих субъектов. Так, изданные при непосредственном участии ФПБ указы Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 266 и от 26 октября 2005 г. № 503, внесшие изменения в Положение об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности, и условиях освобождения от арендной платы и предоставления их в безвозмездное пользование, позволили снять с повестки дня такой актуальный для профсоюзных детско-юношеских спортивных школ вопрос, как арендная плата за занимаемые помещения, находящиеся в собственности государства.
Предложение ФПБ о необходимости нормативного решения вопроса о государственной поддержке спортивных объектов профсоюзов было поддержано Главой государства в ходе V съезда ФПБ. В Указе Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. № 107 «Об источниках и порядке финансирования специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси» установлено, что источниками финансирования спортивных школ ФПБ наряду со средствами профсоюзных бюджетов являются средства государственного социального страхования Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, финансовые отчисления организаций, профсоюзные организации которых являются учредителями спортивных школ, и иные источники, не запрещенные законодательством.
В числе инициированных ФПБ норм следует упомянуть норму Указа Президента Республики Беларусь от 19 марта 2006 г. № 154 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения», согласно которой профсоюзные здравницы освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость соответствующих оборотов.
Значительные проблемы в вопросах финансирования профсоюзной деятельности возникли после того, как разработчиками проекта нормативного правового акта, регламентирующего предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи, по формальному признаку к такой помощи были отнесены как средства, перечисляемые профсоюзным структурам в соответствии с коллективными договорами (соглашениями), так и материальная помощь, оказываемая профсоюзами своим членам.
Федерация профсоюзов инициировала внесение соответствующих изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», которые определили, что к безвозмездной (спонсорской) помощи не относятся:
предоставление организациями и индивидуальными предпринимателями денежных средств, иного имущества, имущественных прав в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) профессиональным союзам, их организационным структурам, объединениям таких союзов и их организационным структурам;
предоставление профессиональными союзами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в соответствии с учредительными документами, заключенными коллективными договорами (соглашениями) денежных средств, иного имущества, имущественных прав своим членам, а также социальной помощи в виде денежных средств, другого имущества иным физическим лицам на сумму, не превышающую 10 базовых величин в год на одного человека.
Удалось решить и вопрос, касающийся профсоюзных объектов культуры. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 1342 «О внесении дополнений в Положение о порядке организации гастрольно-концертной деятельности на территории Республики Беларусь» театрально-зрелищные организации ФПБ, осуществляющие гастрольно-концертную деятельность силами собственных творческих коллективов и исполнителей, с 1 января 2006 г. освобождены от получения удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия, а также освобождены от платы за выдачу таких удостоверений при организации гастролей белорусских профессиональных и любительских творческих коллективов и исполнителей. Кроме того, ряд услуг, оказываемых организациями культуры ФПБ, освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость.
Защита трудовых прав работников при применении контрактной формы найма, к проблемам которой неоднократно обращались участники V съезда ФПБ, остается одной из главных задач Федерации профсоюзов. Профсоюзы добиваются решения вопросов, связанных с заключением работниками контрактов, различными путями: участием в работе по совершенствованию соответствующих нормативных правовых актов, включением улучшающих правовое положение работников норм в коллективные договоры и соглашения, а также через защиту интересов каждого члена профсоюза в ходе проверок соблюдения законодательства о труде и в процессе обсуждения с работниками проектов контрактов.
С начала 2004 года, когда в республике развернулась кампания по массовому переводу работников на контрактную форму найма, сопровождавшаяся беспрецедентным количеством нарушений трудового законодательства со стороны нанимателей, Федерацией профсоюзов была организована деятельность по пресечению нарушений прав работников. Наряду с проверками соблюдения законодательства о труде, проводимыми правовой инспекцией труда ФПБ, широкой информационной кампанией в прессе, шла работа по сбору документов, иллюстрирующих наличие и масштаб проблемы. Эти документы были направлены Главе государства, Администрации Президента Республики Беларусь, Правительству, Министерству труда и социальной защиты, Министерству юстиции.
Федерация профсоюзов потребовала проанализировать с участием сторон социального партнерства вопрос о целесообразности сохранения в существующем виде контрактной формы найма и возможность внесения в законодательство, ее регулирующее, необходимых изменений и дополнений, направленных на устранение имевших место негативных социальных последствий.
Эта работа принесла свои результаты. После того, как Глава государства поручил Совету Министров принять меры по разрешению сложившейся ситуации, поручением Правительства от 9 апреля 2004 г. № 30/223-98 создана рабочая группа по оценке существующей практики перевода работников на контрактную систему найма, а также вопросам ограничения прав трудящихся, устранению отдельных недостатков и злоупотреблений при переводе работников на контракт. Затем Министерство юстиции дало негативную правовую оценку сложившейся в данной сфере ситуации, а Министерство труда и социальной защиты разработало и довело до сведения нанимателей Рекомендации о порядке и условиях заключения контрактов с работниками.
В дальнейшем по инициативе ФПБ законодательство о контрактах дополнено нормами, закрепляющими дополнительные гарантии для ряда категорий работников, таких как, беременные женщины, женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, работниками предпенсионного возраста, добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины. Закреплено обязательство сторон контракта о взаимном уведомлении друг друга не позднее чем за две недели до истечения его срока о намерении продолжить или прекратить трудовые отношения. Определен минимальный срок продления контракта – один год. Федерация профсоюзов добилась закрепления нормы об обязательном участии представителей соответствующих профсоюзов в обсуждении условий контракта нанимателя с работником.
Еще один пример успешного взаимодействия ФПБ с нормотворческими органами в данной сфере – Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 369 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180». Данным Указом законодательство, регулирующее применение контрактной формы найма, дополнено нормой, устанавливающей обязанность нанимателя с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, продлить (либо заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.
ФПБ первой обратила внимание на недостаточную правовую защищенность таких работников – ведь мать малолетнего ребенка могла быть уволена нанимателем в связи с истечением срока контракта сразу по выходу из отпуска по уходу за ребенком. По инициативе Федерации профсоюзов норма, гарантирующая таким лицам продление контракта не менее чем до достижения ребенком четырехлетнего возраста, была включена в действующее генеральное соглашение.
Затем, принимая участие в разработке проекта вышеназванного Указа № 369, ФПБ дважды, со ссылкой на уже достигнутые в Генеральном соглашении договоренности и необходимость совершенствования демографической политики, предлагала увеличить срок продления (перезаключения) контракта относительно предлагаемого в проекте достижения ребенком четырехлетнего возраста до достижения им возраста 5 лет. В результате настойчивости ФПБ это предложение было поддержано и получило свое нормативное закрепление.
Федерацией профсоюзов организован на постоянной основе мониторинг применения контрактной формы найма работников, в ходе которого ежеквартально собирается и обобщается информация о количестве и сроках заключенных контрактов, выявляемых при осуществлении общественного контроля нарушениях законодательства в данной сфере, предложениях по дальнейшему совершенствованию контрактной формы найма.
На основе проделанного ФПБ в марте – апреле 2006 г. комплексного анализа информации о результатах применения контрактной формы найма за 2003 – 2005 годы Президиум Совета ФПБ в постановлении от 27 апреля 2006 г. № 71 «О необходимости дальнейшего совершенствования нормативного регулирования контрактной формы найма» выработал предложения, направленные на дальнейшее совершенствование законодательства о контрактах, среди которых следующие:
- закрепить в законодательстве обязательное заключение трудовых договоров на неопределенный срок с добросовестными, квалифицированными и дисциплинированными работниками, с которыми уже продлевался (перезаключался) контракт;
- вернуться к первоначально существовавшей норме, предусматривающей выплату денежной компенсации в размере трех среднемесячных заработков добросовестному работнику, увольняемому по истечении срока контракта;
- нормативно закрепить возможность уменьшения годичного срока контракта лишь по письменной просьбе работника, а не с его согласия;
- установить, чтобы бюджеты всех уровней предусматривали средства на применение дополнительных мер стимулирования труда при использовании контрактной формы найма, а заключение контрактов при отсутствии у нанимателя достаточных средств на применение таких мер было недопустимым.
В пункте 49 Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2006 – 2008 годы содержится ряд инициированных ФПБ рекомендаций для включения в коллективные договоры и соглашения, касающихся применения контрактной формы найма:
повышение тарифной ставки (должностного оклада) работников и предоставление дополнительного отпуска при применении контрактной формы найма в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29;
письменное предупреждение работников о решении нанимателя по продолжению или прекращению с ними трудовых отношений не позднее чем за месяц до истечения срока действия контракта, тогда как законодательство гарантирует такое уведомление лишь за две недели;
предоставление преимущественного права (при прочих равных условиях) на продление (перезаключение) с ними контрактов одиноким родителям, опекунам, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети, не допускающим нарушений трудовой и производственной дисциплины;
заключение (продление) контрактов с работниками, которым осталось три и менее лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, на срок не менее чем до достижения ими пенсионного возраста (установленный законодательством срок увеличен на один год);
одновременное с уведомлением о намерении нанимателя перевести работника на контракт вручение работнику проекта контракта;
продление (перезаключение) контрактов в пределах максимального срока действия с работниками, добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, на срок не менее трех лет, а с имеющими высокий профессиональный уровень и квалификацию – перезаключение на срок пять лет, если они не выразили свое согласие на продолжение трудовых отношений на меньший срок;
продление срока контракта, истекшего в период временной нетрудоспособности работника, на срок не менее чем до окончания его временной нетрудоспособности с согласия работника;
заключение контрактов при переводе работников, избранных руководителями профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, на контрактную форму найма, на срок не менее срока их полномочий.
Данные положения генерального соглашения включены в большинство тарифных и местных соглашений, коллективных договоров. Кроме того, в ряде случаев профсоюзам удается добиться включения в них и иных дополнительных гарантий для работников, в отношении которых применяется контрактная форма найма.
Справедливо отметить, что положительное решение вопросов, которые ставила и ставит ФПБ, происходило успешнее всего, когда Федерация профсоюзов получала поддержку Главы государства – Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, который много делает для построения в Беларуси государства для простого человека.
Помимо решения проблем, связанных с применением контрактной формы найма, Федерацией профсоюзов Беларуси в 2003 – 2006 годах осуществлен комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда. Для решения этой задачи создана техническая инспекция труда Федерации профсоюзов Беларуси, причем количество технических инспекторов труда профсоюзов, работающих на профессиональной основе, увеличилось с 10 человек в 2002 году до 93 в 2006 году. В членских организациях ФПБ также избраны и назначены 68001 общественный инспектор по охране труда (в 2002 году общественных инспекторов по охране труда не было вообще), создано более 13,5 тыс. общественных комиссий по охране труда.
Разработаны и утверждены Положения о технической инспекции труда ФПБ, об общественном инспекторе и об общественной комиссии по охране труда, Положение о проведении общереспубликанского смотра-конкурса на лучшую организацию общественного контроля по охране труда, Порядок участия представителей профсоюза в расследовании несчастных случаев на производстве, принят ряд других решений.
22 октября 2014 года состоялся VI Пленум Совета Федерации профсоюзов, на котором Председателем ФПБ был избран Михаил Сергеевич Орда.
По требованию ФПБ Совет Министров Республики Беларусь возвратил общественным инспекторам по охране труда ранее отнятые права на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Технические инспекторы труда получили право вручать нанимателям обязательные для исполнения представления.
По требованию Федерации профсоюзов в состав Координационного совета органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь включен главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов. Это позволяет координировать работу профсоюзов и государственных органов надзора и контроля при проведении проверок, участвовать в заседаниях совета, отстаивать позицию профсоюзов в вопросах охраны труда.
Положительное влияние на качество общественного контроля оказывает организованный ФПБ общереспубликанский смотр-конкурс на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля за охраной труда. Итоги смотра-конкурса и награждение победителей (среди профкомов, общественных инспекторов по охране труда и общественных комиссий по охране труда) подводятся на уровне профкомов, городских, областных и республиканских отраслевых комитетов профсоюзов, областных (Минского городского) объединений отраслевых профсоюзов. Комиссией Федерации профсоюзов Беларуси определяются 10 лучших общественных инспекторов по охране труда ФПБ с вручением им дипломов и денежных премий.
В целом в 2002 – 2006 годах техническими и общественными инспекторами труда рассмотрено более 20 тыс. обращений по вопросам охраны труда, проведено почти 900 тыс. проверок и выявлено 589787 нарушений норм и правил по охране труда.
В результате проводимой профсоюзами совместно с нанимателями работы по охране труда снижено число несчастных случаев с тяжелыми последствиями с работниками, пребывавшими на работе в состоянии алкогольного опьянения. По требованию технических инспекторов труда Федерации профсоюзов Беларуси изменялась квалификация более 30 несчастных случаев с непроизводственных на производственные, уменьшался или вообще не указывался процент степени вины пострадавшего, выплачивались предусмотренные коллективными договорами единовременные компенсации за вред, причиненный работникам, а также выплаты предусмотренные законодательством. В целом инспекторы по охране труда участвовали в расследовании более 6 тыс. несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
В целях усиления социальной защиты трудящихся, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве, повышения эффективности контроля за соблюдением законодательства об охране труда Федерация профсоюзов Беларуси добилась изменения ряда норм Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Их принятие наделило дополнительными правами представителей профсоюзов, участвующих в расследовании несчастных случаев. К примеру, профсоюз получил право совместно с нанимателем в случае грубой неосторожности потерпевшего определять степень его вины, профсоюз информируется нанимателем о выполнении мероприятий по устранению причин несчастного случая и т.д.
Благодаря участию представителей профсоюза в расследовании несчастных случаев исключается ущемление законных прав иждивенцев и семей, потерявших кормильца. Семьи потерпевших могут получить предусмотренную Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, единовременную страховую выплату в размере 12 среднемесячных заработных плат, а также другие страховые выплаты в соответствии с законодательством.
Необходимо отметить, что именно по требованию Федерации профсоюзов Беларуси с 1 января 2004 г. Декретом Президента Республики Беларусь введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Оно позволило независимо от экономического состояния предприятий, в том числе и обанкротившихся, выплачивать потерпевшим от несчастных случаев на производстве денежные суммы в счет возмещения вреда, защитить их законные права и интересы. Так, к примеру, в случае смерти застрахованного в результате несчастного случая на производстве семья сможет воспользоваться денежными средствами «Белгосстраха» для оплаты необходимых расходов, связанных с погребением умершего, дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Учитывая складывающуюся негативную ситуацию с производственным травматизмом в организациях негосударственной формы собственности ФПБ предложила правом осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от наличия среди работников членов профессиональных союзов. Такое право профсоюзам было предоставлено Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников».
Используя предоставленные полномочия, техническая инспекция труда Федерации профсоюзов только в 2006 году проверила более 1000 организаций негосударственной формы собственности.
По предложению Федерации профсоюзов Беларуси разработан проект Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Его цель – создание и функционирование на всех уровнях управления системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников как от потенциальных профессиональных рисков, так и в случае повреждения их здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С целью дальнейшего улучшения условий и охраны труда, снижения уровня производственного травматизма с участием ФПБ Правительством Республики Беларусь разработаны и утверждены Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь и Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2006 – 2010 годы. Значительная роль в их реализации отведена профсоюзам.
Понимая важность общественного контроля в профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, ФПБ постоянно ищет пути совершенствования этой работы, повышения ее эффективности.
Помимо решения вопросов защиты социальных прав трудящихся значительное внимание профсоюзами уделяется вопросам пропаганды здорового образа жизни, развитию массовой физической культуры и спорта.
Для осуществления данной работы в 2003 году было создано Учреждение ''Спортивный клуб Федерации профсоюзов Беларуси'', осуществляющее руководство детско-юношескими спортивными школами профсоюзов, проведением массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди трудящихся и членов их семей.
За прошедшие годы было немало сделано для оптимизации сети детско-юношеских спортивных школ профсоюзов, укрепления их материально-технической базы.
По инициативе Учреждения ''Спортклуб ФПБ'' в апреле 2005 г. состоялся V Пленум Совета Федерации профсоюзов Беларуси, на котором одобрена Концепция участия Федерации профсоюзов Беларуси в развитии массовой физической культуры и спорта в Республике Беларусь на период до 2010 года, а также подписана Программа совместных действий Федерации профсоюзов Беларуси, Министерства образования Республики Беларусь, общественного объединения ''Белорусский республиканский союз молодежи'' по дальнейшему совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы среди населения.
По инициативе Федерации профсоюзов Главой государства 21 февраля 2006 г. подписан Указ № 107, определивший источники и порядок финансирования детско-юношеских спортивных школ профсоюзов, что позволило обеспечить их стабильную работу. Был решен ряд иных вопросов.
Предпринятые меры дали свои результаты – по итогам ежегодно проводимого Министерством спорта и туризма Республики Беларусь смотра-конкурса на лучшую постановку учебно-тренировочной и воспитательной работы в детско-юношеских спортивных школах спортшколы профсоюзов традиционно удерживают лидирующие позиции.
Кроме того, имеет место тенденция улучшения всех основных показателей спортивных школ профсоюзов в работе по подготовке спортивного резерва. Так, за последние четыре года количество учебных групп в спортшколах увеличилось с 4546 до 5438, количество занимающихся спортом – с 53480 до 629128 человек, с том числе имеющих спортивный разряд или звание – с 2902 до 3708 человек.
По состоянию на 1 января 2007 г. в системе спортивных школ профсоюзов работают 1495 штатных тренеров-преподавателей. 126 из них присвоена высшая и 364 – первая тренерские категории, а 42 из них носят высокое звание ''Заслуженный тренер Республики Беларусь''.
На Олимпийских играх, которые проходили в 2004 году в г.Афины (Греция), в составе делегации Беларуси профсоюзный спорт представляли 34 спортсмена. Из 15 медалей, завоеванных на Играх спортсменами Беларуси, 4 медали приходятся на долю профсоюзных спортсменов. Серебряными призерами Олимпийских игр стали боксер Виктор Зуев (тренер А.Колчин) и тяжелоатлетка Анна Батюшко (тренер Б.Кухаренко), бронзовые медали завоевали тяжелоатлетка Татьяна Стукалова (тренер А.Зинченко) и гребец на байдарке (двойка) Роман Петрушенко (тренер В.Шантарович).
После продолжительного перерыва в 2006 году возобновлено проведение республиканской спартакиады среди детско-юношеских спортивных школ профсоюзов. В рамках спартакиады проведены соревнования по одиннадцати видам спорта, в 2007 году программой спартакиады предусмотрены соревнования по двенадцати видам.
С целью материальной поддержки талантливой молодежи для перспективных профсоюзных спортсменов с 2006 года учреждено 25 именных стипендий ФПБ.
В настоящее время отраслевыми профсоюзами активизирована работа по созданию совместно с органами государственного управления отраслевых физкультурно-спортивных клубов. Из года в год повышается качественный уровень проведения отраслевых спартакиад, растет их массовость. Так, к примеру, если в 2002 году состоялось 98 отраслевых спартакиад (50,1 тыс. участников), то к 2006 году их число возросло до 161 (71,3 тыс. участников). При этом в финальных соревнованиях ХI Республиканской межотраслевой спартакиады профсоюзов (2006 год), прошедших в г.Витебске, приняли участие команды 27 из 28 отраслевых профсоюзов ФПБ, общее количество спортсменов-участников составило 645 человек.
В целом проводимая работа способствует участию в соревнованиях различных категорий трудящихся, создает предпосылки для повсеместного создания физкультурно-спортивных клубов, введения в штаты предприятий должностей инструкторов-методистов по физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, активизирует спортивно-массовую и оздоровительную работу в трудовых коллективах.
После проведения внеочередного IV Съезда значительно большее внимание профсоюзами стало уделяться проведению культурно-массовой работы, организации досуга трудящихся и членов их семей.
В настоящее время в республике функционирует 3 Дворца культуры ФПБ, 60 профсоюзных клубных учреждений и 194 профсоюзные библиотеки, 197 дворцов и домов культуры, клубов и библиотек, находящихся в ведении и пользовании профсоюзных комитетов. В этих культурно-просветительных учреждениях работает 1170 кружков и коллективов, занимаются 23 тыс. участников любительского творчества, обслуживаются 235 тыс. читателей.
За 2003 – 2006 годы 48 профсоюзным любительским коллективам присвоены наименования «народный» и «образцовый», а 10 коллективов удостоены высокого звания «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь».
Проведена огромная работа по реставрации Республиканского Дворца культуры профсоюзов. Финансирование реконструкции Дворца осуществлялось из бюджета ФПБ. Были отреставрированы театральный и белый залы, голубая гостиная, кинозал, кафе и многие другие помещения. В сжатые сроки установлено современное звуковое оборудование в залах, смонтировано театральное освещение, введены в эксплуатацию новое электрооборудование и система пожарной безопасности. 19 декабря 2003 г. Республиканский Дворец культуры профсоюзов впервые после капитального ремонта получил свое «второе рождение» и открыл двери для проведения культурно-массовых мероприятий.
В апреле 2007 г. в Республиканском Дворце культуры профсоюзов состоялось открытие Музея профсоюзного движения Беларуси. Событие долгожданное и значимое для ФПБ. Впервые о необходимости создания подобного музея зашла речь в 2004 году, когда в нашей стране масштабно и повсеместно отмечалось 100-летие профсоюзного движения Беларуси. В церемонии открытия Музея профсоюзного движения Беларуси приняли участие руководители органов государственной власти и управления, профсоюзные активисты, ветераны профсоюзного движения, труда, ветераны Великой Отечественной войны, студенческий профактив.
Федерацией профсоюзов в 2004 году были организованы выступления лучших детских художественных коллективов всех областей республики в г.Минске, в которых приняло участие более 1200 детей, 70 индивидуальных исполнителей и 55 коллективов.
Федерация профсоюзов Беларуси учредила в ноябре 2003 г. свой гимн (слова и музыка И.Войтик) и марш (слова П.Саковича, музыка Э.Зарицкого) в качестве одного из главных элементов официальной символики ФПБ.
В 2005 году проведен смотр-конкурс среди профсоюзных и ведомственных клубных учреждений республики на лучшую концертную программу, в концертах которого приняло участие около 3 тыс. самодеятельных артистов, а посетило их свыше 8 тыс. зрителей.
Возобновлено проведение республиканских фестивалей народного творчества ветеранских коллективов «Не стареют душой ветераны». Заключительные мероприятия VII (в 2004 году) и VIII (в 2006 году) ветеранских фестивалей прошли на лучших сценических площадках г.Минска.
В феврале 2006 г. проведен концерт «Мы вместе» творческих коллективов Федерации профсоюзов во Дворце Республики.
При поддержке ФПБ проходят международные фестивали детского творчества «Барысаўскі прыстанак», республиканские конкурсы молодых эстрадных исполнителей и молодежной музыки «Белазовский аккорд», республиканские фестивали хорового искусства «Ад шчырага сэрца».
Смотры-конкурсы художественной самодеятельности стали проводить большинство областных объединений и республиканских комитетов профсоюзов.
Федерацией профсоюзов регулярно организовываются мероприятия, посвященные Празднику труда – 1 Мая, включающие проведение торжественных собраний, концертов, гуляний, маевок и спортивных соревнований. На предприятиях и в организациях в эти дни чествуют передовиков производства, награждают их профсоюзными наградами.
Проведен ряд акций, направленных на поддержку и развитие библиотек республики. Совместно с Посольством Российской Федерации в Беларуси сельским и школьным библиотекам было передано в дар более 32 тыс. книг, а совместно с Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии районным библиотекам произведена безвозмездная передача Национального атласа Беларуси 30 сельским школьным, интернатским и районным библиотекам Гомельской области, передано более 7 тыс. экземпляров детской исторической и художественной литературы в рамках мероприятий, приуроченных к 20-летию аварии на Чернобыльской АЭС.
Регулярно стали проводиться республиканские семинары с руководителями профсоюзных и ведомственных клубных учреждений, библиотек профсоюзных комитетов, заседания Совета директоров профсоюзных и ведомственных учреждений культуры республики.
В целях моральной и материальной поддержки творческой интеллигенции по нечетным годам присуждаются премии Федерации профсоюзов Беларуси. Поднят статус этих премий. С 2005 года премии ФПБ присуждаются не только в области литературы, искусства, журналистики и самодеятельного творчества, но и в области труда, науки и техники.
Проявляя реальную заботу о детях, Федерация профсоюзов в ноябре 2002 г. приняла решение о проведении благотворительной акции «Профсоюзы – детям». В рамках этой акции профсоюзные комитеты осуществляют шефство на постоянной основе над 217 детскими домами, школами-интернатами, социальными приютами. Это не только внимание к детям, а материальная поддержка интернатских учреждений, привлечение внимания государства и общества к судьбам тех детей, которые воспитываются по разным причинам вне семьи. Сумма оказанной профсоюзами шефской помощи за 2003 – 2006 годы составила 1 млрд. 680 млн. рублей.
В целях усиления социальной защищенности женщин, обеспечения их прав и свобод, удовлетворения профессиональных интересов, укрепления семьи, охраны материнства и детства в ноябре 2003 г. создана Комиссия Федерации профсоюзов Беларуси по вопросам социальных гарантий для женщин. Проведение выездных заседаний Комиссии непосредственно на предприятиях республики, где превалирует женский труд, круглых столов, конференций, обобщение положительного опыта работы, подготовка рекомендаций позволили заметно активизировать работу профсоюзных комитетов в этом направлении.
Стало традиционным проведение в г.Минске в канун 8 Марта – Дня женщин встреч и праздничных мероприятий с женским профсоюзным активом республики, торжественных мероприятий в Праздник труда 1 Мая, новогодних и рождественских мероприятий и т.д.
Федерация профсоюзов работает в тесном контакте с Белорусской общественной организацией ветеранов, помогая и создавая ей условия для осуществления воспитательно-патриотической работы. К услугам ветеранов предоставлен Республиканский Дворец культуры ветеранов. Финансируется деятельность ветеранской организации, оплачиваются коммунально-эксплуатационные услуги, проведение пленумов, отчетно-выборных конференций, членские взносы Всемирной Федерации ветеранов войн и т.п. С ветеранами используется более 40 форм клубной работы.
При активном участии Федерации профсоюзов проводится летнее оздоровление детей. В детских оздоровительных лагерях, находящихся на балансе ФПБ и профсоюзных комитетов, летом отдыхает около 20 тыс. детей, в здравницах УП «Белпрофсоюзкурорт» и туристско-оздоровительных комплексах ТЭУП «Беларустурист» – более 19 тыс. детей.
Большая работа по организации оздоровления и отдыха детей проводится профсоюзными комитетами всех уровней в летних лагерях, находящихся на балансе предприятий и организаций, где за лето отдыхает более 157 тыс. детей.
Системный характер приобретает работа с молодежью. Федерация профсоюзов уделяет пристальное внимание формированию положительного отношения к профсоюзному движению у будущих молодых специалистов уже в высших и средних специальных учебных заведениях.
В мае 2005 г. создан Республиканский Совет председателей профсоюзных комитетов учащейся молодежи при ФПБ, работают областные (Минский городской) и отраслевые Советы молодежи.
Для популяризации профдвижения и поддержки молодых активистов профсоюзами присуждается 321 именная стипендия. С целью широкого вовлечения в профсоюзное движение молодежи проводятся семинары и круглые столы, городские, районные, областные и республиканские конкурсы профессионального мастерства, конкурсы и фестивали художественной самодеятельности, спартакиады и туристические слеты, мониторинг трудоустройства и социологические исследования по изучению вопросов мотивации профсоюзного членства молодых людей, бесплатная консультативная работа среди молодежи. Издаются справочно-информационные материалы, методические пособия, рекомендации по основным направлениям работы, правам и обязанностям молодежи.
Необходимо отметить, что для решения проблем защиты трудовых и социальных прав трудящихся ФПБ активно задействует все предприятия профсоюзов и имеющуюся материальную базу, которая на протяжении всех этих лет постоянно укреплялась.
С 2003 года в Федерации профсоюзов образован инновационный фонд, созданный за счет отчислений подведомственными предприятиями. Из средств фонда профинансированы расходы по реконструкции десятков объектов собственности ФПБ, среди которых Республиканский Дворец культуры профсоюзов, спортивно-оздоровительная база ФПБ в п.Ратомка, спортивно-оздоровительная туристическая база отдыха «Олимпиец», турбазы «Белое озеро», «Орша», «Логойский», «Туристический комплекс „Нарочь”, „Швакшты”, „Нарочанка”, „Нарочанский берег”, дом отдыха „Лесные озера”, санатории „Свислочь”, „Белорусочка”, „Летцы”, „Ченки”, „Приднепровский”, „Криница”, „Нарочь” и др. Полученные от использования профсоюзной собственности денежные средства направляются на оздоровление детей, оказание помощи членским организациям ФПБ и их организационным структурам, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий.
ФПБ не только осуществляет восстановление своих объектов собственности, но и приобретает новые. В декабре 2003 г. ФПБ приобретен Осиповичский консервный завод. Это почти 4 гектара земли, где производят продукты для учреждений ФПБ — санаториев, турбаз, гостиниц. В 2004 году возвращен разрушенный корпус № 4 пансионата „Нарочанский берег”, который был восстановлен, и 1,5 гектара земли. Построен мини-завод по розливу лечебной минеральной воды в санатории „Летцы” Витебской области. Приобретен детский спортивно-оздоровительный лагерь имени Марата Казея с 17 гектарами земли на берегу Минского моря. Достроен и введен в эксплуатацию спальный корпус № 2 в УП „Санаторий „Нарочь”, приведены к требованиям европейских стандартов гостиницы системы ТЭУП „Беларустурист”, создана материально-техническая база и организована деятельность спортивно-охотничьего хозяйства „Цнянка”, реконструирована инфраструктура спортивно-оздоровительной базы „Олимпиец”, решены иные вопросы. Данная работы продолжается.
Федерация профсоюзов Беларуси активно поддерживает государственную политику, направленную на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы. В 2003 году ФПБ взяла шефство над Наровлянским районом Гомельской области – одним из наиболее пострадавших на территории Беларуси. За аппаратом Совета ФПБ и отраслевыми профсоюзами закреплены организации социальной сферы, в числе которых – детские сады, школы, медицинские учреждения. Была установлена опека над многодетными семьями, проживающими в Наровле и районе. Руководящие профсоюзные органы и организации, входящие в национальный профцентр, проводят благотворительные акции постоянно на протяжении всего периода. В день годовщины чернобыльской трагедии 26 апреля делегации ФПБ и отраслевых профсоюзов посещают подшефные организации и многодетные семьи. Гуманитарная помощь является не только адресной, но и предметной. Накануне визита профсоюзных делегаций их представители бывают на местах и выясняют, в чем нуждаются конкретные учреждения и организации, многодетные семьи. В программе визитов всегда происходят встречи с профактивом и руководителями местных органов власти, возложение цветов к памятнику отселенным деревням, а также проводится концерта-реквиема с участием звезд эстрады и коллективов художественной самодеятельности.
Профсоюзы взяли шефство над мемориальным комплексом „Курган Славы”, который был отремонтирован к 3 июля 2004 г. – празднованию 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.Федерация профсоюзов Беларуси организовала и взяла под контроль все проводимые работы по реконструкции комплекса. Был создан штаб по организации реконструкции мемориального комплекса „Курган Славы”. Реконструкция уникального памятника приобрела общереспубликанский масштаб. На призыв профсоюзов принять участие в восстановлении мемориального комплекса „Курган Славы” откликнулись многие предприятия и частные лица. Активную работу провела Федерация профсоюзов Беларуси по сбору благотворительных средств на восстановление мемориального комплекса. В ФПБ был открыт специальный счет (инициатива продиктована многочисленными обращениями граждан, которые высказывали желание присоединиться к воссозданию символа героизма, стойкости и отваги советских людей в годы Великой Отечественной войны). Была благоустроена территория вокруг комплекса, отреставрировано верхнее декоративное кольцо монумента, установлена подсветка Кургана Славы в темное время суток, создан музей военной техники под открытым небом.
Федерация профсоюзов Беларуси и ее членские организации традиционно принимают самое активное участие во всех значимых для нашего государства событиях, в том числе и избирательных кампаниях.
Федерация профсоюзов Беларуси считает, что местные Советы депутатов, Национальное собрание Республики Беларусь должны решать в первую очередь социальные проблемы. Целью участия профсоюзов в избирательных кампаниях является не только избрание депутатами людей, разделяющих позицию профсоюзов, но использование возможности рассказать на местах о работе профсоюзных организаций, входящих в состав ФПБ, по защите трудовых и социально-экономических интересов трудящихся. Так, к примеру, 17 октября 2004 г. состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и республиканский референдум. В 80-ти из 110 окружных избирательных комиссий работали представители ФПБ, профсоюзные активисты участвовали в работе всех участковых комиссий (за исключением закрытых участков и участков, образованных за пределами республики). Была выработана предвыборная платформа ФПБ „За солидарность, труд и справедливость – вместе! За сильную и процветающую Беларусь!”. Сорок пять кандидатов в депутаты, поддержавшие платформу, при активном участии профсоюзных организаций, входящих в состав ФПБ, стали депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Федерацией профсоюзов Беларуси было принято также обращение к профсоюзным организациям республики по позиции профсоюзов к вопросу, выносимому на референдум с предложением положительного ответа на него.
19 марта 2006 г. состоялись выборы Президента Республики Беларусь. Федерацией профсоюзов Беларуси было принято обращение в поддержку социально-экономического курса, проводимого действующим Главой государства. Подобные обращения были приняты областными (Минским городским) объединениями профсоюзов и отраслевыми профсоюзами.
Федерация профсоюзов Беларуси приняла самое активное участие в президентской избирательной кампании на всех ее этапах.
В составе инициативной группы по сбору подписей за выдвижение кандидатом в Президенты Республики Беларусь А.Г. Лукашенко работали 4,5 тыс. членов профсоюзов, которые собрали около 1 млн. 300 тыс. подписей. В состав территориальных и участковых избирательных комиссий вошло 31262 представителя областных объединений, отраслевых профсоюзов, а также профсоюзных активистов от трудовых коллективов. Наблюдение за ходом голосования осуществляли 12728 профсоюзных активистов.
Активное участие на всех этапах избирательной кампании приняла Федерация профсоюзов Беларуси, в том числе при формировании окружных и участковых избирательных комиссий по выборам депутатов местных Советов депутатов 25 созыва, выдвижении кандидатов в депутаты, проведении предвыборной агитации, направлении наблюдателей на избирательные участки.
По данным Центризбиркома, каждый четвертый член окружной избирательной комиссии (в общей сложности 60 комиссий) или территориальной районной избирательной комиссии (в общей сложности 9 комиссий), выполняющей функции окружной, являлся профсоюзным активистом. Более половины членов участковых избирательных комиссий также составляли профсоюзные активисты. На избирательные участки Федерацией профсоюзов было направлено около 3000 наблюдателей. Депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь избрано 1449 освобожденных и неосвобожденных профсоюзных работников, которые непосредственно входят в состав различных выборных профсоюзных органов. При этом 22 представителя профсоюзов избраны депутатами областных и Минского городского Советов депутатов. Среди них: Барабанов Л.В. – председатель Гомельского областного объединения профсоюзов, Фурсов В.И. – председатель Витебского областного объединения профсоюзов, Мартинович Г.В. – председатель Совета председателей профкомов НПО „Интеграл”, Исаченко Т.Н. – заместитель председателя Могилевского областного объединения профсоюзов, Дудникова И.В. – председатель Каменецкого райкома Белорусского профсоюза работников АПК, председатель Координационного совета, Пенязь Т.В. – председатель профкома СПК „Весейский покров” Слуцкого района и другие. Являясь депутатами местных Советов депутатов, представители ФПБ используя депутатские полномочия смогут решать многие проблемы на местах, быть ближе к простому человеку, его проблемам и чаяниям. Несомненно, что значительное представительство профсоюзных активистов в местных Советах депутатов свидетельствует о возросшем доверии людей к профсоюзам.
Уделяя основное внимание защите прав трудящихся нашей страны, Федерация профсоюзов Беларуси внимательно относится и к развитию отношений с зарубежными национальными профсоюзными центрами, универсальными и региональными международными профсоюзными объединениями и международными организациями. Углубление и развитие международных связей обусловлены необходимостью донесения до международной общественности информации о Республике Беларусь и Федерации профсоюзов Беларуси и ее роли в развитии белорусского профсоюзного движения, а также укрепления международного имиджа профсоюзов Беларуси на международной арене. Сотрудничество Федерации профсоюзов Беларуси с зарубежными профцентрами также направлено на изучение опыта, накопленного профсоюзами иностранных государств, в целях совершенствования деятельности ФПБ в области защиты социально-экономических прав и интересов трудящихся Беларуси.
Активное сотрудничество Федерации профсоюзов Беларуси с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России позволило ФПБ получить статус постоянного наблюдателя при Парламентском Собрании, в марте 2004 г. Статус постоянного наблюдателя позволяет представителям ФПБ участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Парламентского Собрания и работе его комиссий, что дает возможность ФПБ представлять и отстаивать интересы и права белорусских трудящихся при принятии нормативно-правовых актов Парламентского Собрания.
В апреле 2006 г. при содействии ФПБ в Минске прошел Второй Собор славянских народов Беларуси, России и Украины, в работе которого приняли участие депутаты Государственной Думы Российской Федерации, Верховной Рады Украины, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, деятели науки и культуры, представители бизнеса, основных политических и общественных сил трех государств. По приглашению ФПБ в работе Собора приняли участие также 11 руководителей Международных объединений профсоюзов стран СНГ. Участники Собора приняли широкую программу действий по восстановлению и развитию экономических, культурных, научных связей между народами трех стран.
ФПБ уделяет большое внимание развитию отношений с Международной организацией труда и изучению огромного опыта МОТ в сфере трудовых отношений и защиты интересов трудящихся.
На сегодняшний день МОТ является специализированным агентством ООН, членами которого являются 179 стран мира. Именно МОТ определяет в современном мире единые международные нормы труда, которые принимают на ежегодной Международной конференции труда (МКТ) представители правительств, нанимателей и трудящихся стран-членов.
Представители ФПБ с 2003 года принимают активное участие в ежегодных Международных конференциях труда (МКТ) в составе официальной трехсторонней делегации Республики Беларусь. В рамках форума представители ФПБ проводят последовательную деятельность по укреплению положительного образа и авторитета Республики Беларусь и профсоюзов ФПБ. Ежегодно председатель ФПБ выступает на заседаниях Международной конференции труда МОТ, другие представители ФПБ работают в составе различных комитетов Международной конференции труда.
В 2002 году возобновились отношения между ФПБ и Всемирной федерацией профсоюзов, являющейся второй по численности профсоюзной организацией, объединяющей профсоюзные организации более чем из 130 стран мира. Представители ФПБ с 2003 года приглашаются для участия в мероприятиях, организуемых ВФП, отраслевыми интернационалами и членскими организациями ВФП, в том числе заседаниях руководящих органов ВФП, что позволяет ФПБ расширять контакты с национальными профцентрами зарубежных государств и занимать активные позиции на международной профсоюзной арене, и принимают участие во встречах лидеров профсоюзов ВФП.
Следует отметить конструктивное развитие отношений ФПБ со Всеобщей конфедерацией профсоюзов (ВКП), являющейся крупнейшим региональным международным профсоюзным объединением профсоюзов стран Содружества Независимых Государств (СНГ).
В настоящее время в ВКП входят 43 членские организации общей численностью около 53 млн. членов профсоюзов. Помимо Федерации профсоюзов Беларуси членскими организациями ВКП являются 11 национальных профцентров стран СНГ: Федерация независимых профсоюзов России, Федерация профсоюзов Республики Казахстан, Федерация независимых профсоюзов Таджикистана, Федерация профсоюзов Украины и другие, а также 32 международных профсоюзных отраслевых объединения.
Руководители структурных подразделений аппарата Совета ФПБ являются членами различных комиссий Исполкома ВКП и активно работают в них по своим направлениям. На рассмотрение ФПБ из Всеобщей конфедерации профсоюзов поступают проекты модельных законов и конвенций, подготавливаемых в рамках пространства СНГ. Налажен активный обмен информацией по вопросам защиты социально-экономических прав трудящихся.
ФПБ также содействует укреплению и развитию связей членских организаций на отраслевом уровне. 21 из 28 отраслевых профсоюзов, входящих в ФПБ, являются членскими организациями соответствующих отраслевых международных объединений профсоюзов, входящих в ВКП.
ФПБ активно развивает сотрудничество и обмен опытом как с национальными профцентрами стран СНГ: Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Украины, Таджикистана, так и с профсоюзными организациями и объединениями стран дальнего зарубежья: Бразилии, Болгарии, Вьетнама, Греции, Италии, Кипра, Китая, Польши, Турции, Сирии и др.
Представители международных профсоюзных организаций и зарубежных национальных профцентров приняли участие в проходившем в 2004 году праздновании 100-летия профсоюзного движения Беларуси. В адрес Федерации профсоюзов поступило более 80 телеграмм из разных стран мира с поздравлениями по случаю векового юбилея белорусских профсоюзов. На юбилейные торжества, проходившие в Минске, прибыло 29 делегаций. В списке гостей были руководители Всемирной федерации профсоюзов, Всеобщей конфедерации профсоюзов, главы международных отраслевых профобъединений, представители объединений профсоюзов Греции, Вьетнама, Кипра, России, Сирии, Таджикистана и т.д.
В ознаменование 100-летия возникновения профсоюзного движения Беларуси 6 апреля 2004 г. Федерацией был учрежден юбилейный знак „Федэрацыя прафсаюзаў Беларусі: 100 гадоў прафсаюзнаму руху”.
По инициативе ФПБ Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2004 г. № 207 учреждена юбилейная медаль „100 гадоў прафсаюзнаму руху Беларусі” для награждения членов профсоюзов, внесших цельный вклад в профсоюзное движение Беларуси и социально-экономическое развитие страны, ветеранов профсоюзного движения Беларуси, профсоюзных работников, должностных лиц государственных органов Республики Беларусь и других государств, членов общественных объединений, которые личным примером и общественной деятельностью защищают трудовые и социально-экономические права и законные интересы членов профсоюзов.
16 ноября 2004 г. Национальный банк Республики Беларусь выпустил в обращение серебряную памятную монету „100 год прафсаюзнаму руху Беларусі”. На реверсе монеты на фоне карты Беларуси расположено рельефное изображение многолюдной колонны, которая символизирует массовость профсоюзного движения в стране. На флаге – эмблема Федерации профсоюзов Беларуси, а левее – изображение Республиканского Дворца культуры профсоюзов, популярного среди минчан и гостей столицы профсоюзного здания.
С момента проведения внеочередного IV съезда ФПБ проводила активную информационную политику, направленную на информирование зарубежных партнеров о деятельности Федерации, о последних достижениях в области защиты прав и интересов трудящихся и развития социального партнерства в республике, давала оценку событиям, происходящим в профсоюзном движении Беларуси, представляла собственную позицию по проблемам, затрагивающим интересы ФПБ и белорусских трудящихся.
Важное значение придает ФПБ вопросам информационного обеспечения деятельности профсоюзов. Выполнен ряд мероприятий по представлению Федерации профсоюзов Беларуси в сети Интернет: развернут интернет-сайт Федерации профсоюзов Беларуси по адресу www.fpb.by; организован доступ по выделенному каналу к ресурсам сети Интернет заинтересованных членских организаций ФПБ; создан собственный почтовый сервер и зарегистрировано более 10 почтовых адресов (contact@fpb.by, belchas@fpb.by и др.). В настоящее время электронная система связи ФПБ активно используется для работы с членскими организациями. Эта система значительно облегчает доступ к имеющейся информации, ускоряет процессы ее обработки. Ведутся работы по подключению территориально удаленных членских и других организаций Федерации профсоюзов Беларуси к локальной компьютерной сети ФПБ. Усиливает свои позиция и все больше получает признание читателей газета ФПБ „Беларускі Час”. С 1 мая 2004 г. у ФПБ появилось еще одно средство массовой информации – радиостанция „НОВОЕ РАДИО”, работающая в диапазоне 98,4 FM.
В целом вся деятельность ФПБ в последние годы была направлена на консолидацию профсоюзного движения Беларуси, повышение роли и влияния профсоюзов в обществе, укрепление социального партнерства на всех уровнях. За прошедшие годы удалось решить немало важных вопросов, но еще больше предстоит сделать в ближайшие годы.