Наверх

Школьно обусловленные болезни: зрение продолжает падать, зато осанка стала лучше

28 июля 2016

В вопросе, кто несет большую ответственность за здоровье школьников — родители или педагоги, специалисты однозначно выбирают первый вариант. Ведь школы находятся под постоянным контролем, в том числе медиков. Семью же проконтролировать сложно, сообщает belchas.by.

К концу подходят самые длительные школьные каникулы. Скоро детям и их родителям придется вспомнить об уроках, домашних заданиях, учебниках, портфелях. Тем временем врачи напоминают: позаботьтесь заранее не только об «укомплектованности» ученика, но и о его здоровье. Во многом именно родительское внимание и ответственность помогают снизить вероятность развития так называемых школьно обусловленных болезней.

Проблемы прямо со школьной скамьи?

Исходя из государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Беларусь в 2015 году» состояние здоровья детей до школы и во время учебы отличается. Так, среди ребят 3-5 лет относящихся к 1-й группе здоровья было на 7% больше, чем среди 6-17 лет. В то же время удельный вес школьников, имеющих 3-ю и 4-ю группы, на 7,9% выше по сравнению с дошкольниками. Как пояснила заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова, последние не так много учатся, чаще бывают на воздухе, не сидят долго перед телевизором или за компьютером.

Однако говорить, что определенные нарушения появляются у ребенка буквально сразу, как он сядет за парту, нельзя. Ведь в начальной школе строго следят за рассаживанием, проводят двигательную и зрительную гимнастики. Проблемы начинаются примерно с 5-го класса, когда ученики уже не так дисциплинированы. Меняется и двигательная активность: старшеклассники на переменах сидят в классах, уткнувшись в телефоны. Такой образ жизни не лучшим образом сказывается на здоровье позвоночника и зрительного аппарата.

Чем парта лучше стола

То, что за время обучения дети приобретают нарушения осанки и зрения, знают многие. Подтверждают это и специалисты. В 2015 году у 8,1% от всех осмотренных детей 6-17 лет были выявлены проблемы с осанкой. Для сравнения, в 2006-м заболеваемость составляла 9,1%. Снижению показателей способствовало принятие дополнительных мер.

«Санитарными нормами и правилами регламентировано, что передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости как минимум на 4 см. Тогда посадка считается правильной. Если в классе установлены столы и стулья, то соблюсти это требование сложно — дети сами выбирают расстояние, которое оказывается больше положенного в несколько раз, — отметила Алла Малахова. — В 2010 году мы внесли в правила требование о том, что в начальной школе должны использоваться преимущественно парты. Конечно, одномоментно помять мебель во всех школах не представляется возможным, но процесс идет. Плюс — постепенно возвращаются «конторки». В большом количестве они, конечно, не нужны, но одна-две в кабинете должны быть. Учитывая, что в классе нарушения осанки выявляются у 1-3 учеников, этого вполне достаточно».

Еще одна проблема — тяжелые ранцы. Чтобы уменьшить массу учебников, издательства начали выпускать их в нескольких частях (по четвертям, полугодиям). Как вариант — брать одну книгу на парту. Правда, к нему прибегают в основном старшеклассники. Были разговоры и о замене комплекта учебников одним электронным. Но, как оказалось, полностью исключать бумажные варианты никто не планирует, ведь по ним материал воспринимается гораздо лучше. А электронный учебник можно использовать лишь в качестве источника дополнительной информации или программ.

«Помимо учебников дети носят в своих портфелях еще много других, не всегда нужных вещей – энциклопедии, краски, альбомы и т. д. И мы никак не можем заставить учителей следить за тем, что ученики берут с собой, — добавила специалист. — Поэтому рекомендовали оборудовать в классах индивидуальные шкафчики».

Глазам «мешают» гаджеты

С нарушением остроты зрения складывается противоположная ситуация. С каждым годом показатель заболеваемости растет: в 2011 году он составлял 13,8%, в 2015-м — уже 14,7%. Специалисты связывают это в первую очередь с чрезмерным увлечением школьников смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Чисто «школьных» причин ухудшения зрения сейчас нет: классы оформляют в светлых тонах, нормативы по освещенности увеличены с 300 до 400 люкс, люминесцентные лампы заменяются лампами с отсутствием эффекта мерцания. Жесткие требования предъявляются к качеству печати, оформлению учебников, чтобы снизить нагрузку на глаза.

Однако это не единственные нарушения, связанные со школьным процессом. Различные стрессовые ситуации, перегрузки, недостаток сна могут привести не только к снижению иммунитета, но и нервно-психическим расстройствам. Причем многие родители жалуются именно на интенсивный учебный процесс, перенасыщенные материалом программы и учебники, неправильный режим организации образовательного процесса.

«Учебную нагрузку в часах мы сегодня строго регламентируем. Опять же согласно СанПиН, в младших классах она не должна превышать 22 часов в неделю, в старших — 31 (в гимназиях и лицеях может доходить до 34). И эта норма выдерживается, — рассказала Алла Малахова. — Сами же программы и содержание учебников мы не регулируем — этим занимается Министерство образования».

Заболевания органов пищеварительной системы, по словам заведующей отделением, не связаны с питанием в школьных столовых. Во-первых, при приготовлении блюд не используются комбижиры, консервированные продукты, копчености, острые соусы и т. д. Во-вторых, существует вариативное питание, когда ребенок может выбирать, что он будет есть сегодня, например, мясо или рыбу. К тому же, в школьных буфетах с 2004 года ограничена продажа чипсов, жевательной резинки, газированных напитков. Фаст-фуд и другие продукты с повышенным содержанием жира, соли и сахара школьники в основном употребляют после уроков или дома. И за этим уже должны следить родители.  

Родительский контроль

В вопросе, кто несет большую ответственность за здоровье школьников — родители или педагоги, специалисты однозначно выбирают первый вариант. Ведь школы находятся под постоянным контролем, в том числе медиков. Семью же проконтролировать сложно. Поэтому действенный сегодня  вариант — просветительская работа.

«Мы постоянно через СМИ, информационные материалы напоминаем родителям о мерах профилактики школьно обусловленных заболеваний. Основные рекомендации такие: следите за режимом дня ребенка, питанием, регулярными прогулками на свежем воздухе, — заключила Алла Малахова. — Особое внимание уделяйте сну. Для нормального самочувствия и развития ученики младших классов должны спать  примерно 10,5 часа, старших — 8-9 часов. На пользу пойдут занятия в спортивной секции, активный отдых всей семьей. И самое важное: постоянно спрашивайте ребенка о проблемах, обращайте внимание на его здоровье. Зачастую это позволяет выявить нарушение на начальной стадии, а значит, с ним будет легче справиться».

Еженедельник «Беларускі час»

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости