Господин никто: как найти работу бездомному
Белорусский парламент сегодня рассматривает проект закона о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Документ затрагивает и интересы бездомных.
В частности, предлагается создавать реабилитационные центры, где с такими людьми будет работать психолог из органов внутренних дел и врач-нарколог. Подопечным будут помогать в трудоустройстве. Почему такое внимание к бомжам?
Чтобы разобраться в проблеме, стоит выяснить, кто эти люди и как они оказались на улице.
Кто он – бомж
Сказать, сколько наших соотечественников являются бездомными, трудно. В ГУВД Мингорисполкома нам сообщили, что учет таких людей там не ведут. Ситуацию с цифрами немного прояснил директор дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства Павел Золотухин. По его словам, в поле зрения милиции и социальных работников в Минске попали около 700 человек с просроченной регистрацией или без нее.
Подавляющее большинство бездомных – мужчины, их 90%. Любопытно, что в Европе треть от общего числа бомжей составляют женщины. Вероятно, эта ситуация обусловлена тем, что тамошние дамы более свободны во взглядах и менее привязаны к оседлой (семейной) жизни.
Средний возраст минского бездомного – 40 лет. Около 50% этих граждан могут похвастать высшим образованием. Среди них есть те, у кого аж 3 диплома.
Как становятся бомжами
Причин, вынуждающих человека оставить дом и обречь себя на скитание, несколько. Разберем их в порядке «значимости».
Алкоголизм
Около 90% бездомных имели проблемы с законом. Выйдя на свободу, начали выпивать. Многих из них выгнали из дому родственники. Те, кто проживал один, познакомились с «черными» риэлторами.
– Люди остаются без жилья, расплачиваясь с долгами, – продолжает Павел Андреевич. – У одного нашего подопечного была трехкомнатная квартира в Минске. Выпивал. За долги обменял апартаменты на жилье поменьше, а потом переехал в домик в деревне. Но и там не задержался.
Семейные проблемы
8% бомжей еще вчера были хорошими семьянинами, а после развода оставили все родным. Не сумев найти себя в жизни, начали выпивать.
Стоит отметить, что когда социальные работники выходят на бывших жен и детей бомжей, выясняется, что те, помня старые обиды, наотрез отказываются помогать бедолагам. Павел Золотухин рассказывает, что с 2010 года дом ночного пребывания сотрудничает с редакторами передачи «Жди меня». Журналисты разыскивают семьи бездомных. Только считанные родственники радуются встрече.
Бывает, что бомжами становятся старики. Например, в ночлежку обратилась 87-летняя женщина, которую избивал сын-алкоголик. Она прописана в одном с ним доме, но жить там не может. Другую подопечную забрал к себе сын, продав ее загородный дом. Однако вскоре он умер, и невестка, не задумываясь, выставила старушку на улицу.
«По зову сердца»
Так называемых идейных бездомных — бродяг по своей природе — единицы. За помощью к социальным работникам они не обращаются. Ученые, проведя исследование, пришли к неутешительному выводу: человеку достаточно прожить на улице 4 недели, чтобы привыкнуть к новому образу жизни и не вернуться к прежнему.
Как помогают бездомным
Продолжительность жизни бездомного, если он живет только на улице, — 7,5 лет. «Профессиональные» заболевания этих людей – обморожение и туберкулез легких. Однако в Беларуси пытаются всячески им помочь. В областных и крупных городах действуют дома ночного пребывания. В Минске — самое большое учреждение, рассчитано оно на 92 койко-места, но в случае необходимости может приютить до 110 человек.
– Заселяем бездомных после прохождения ими медосмотра, — рассказывает Павел Андреевич. – Заключаем с ними договор, в котором указано, что жить у нас могут до года. Дальше человек должен взяться за ум: устроиться на работу, найти жилье.
Пребывать в учреждении можно с 18.00 до 8.00. Но если бездомный инвалид, находиться он имеет право круглосуточно.
Условия проживания почти райские. К жильцам предъявляют только одно требование – никакого алкоголя. Каждый день меняют постельное белье, предлагают средства личной гигиены. Выдается гуманитарная помощь – одежда и еда быстрого приготовления (все это передают церкви и Белорусское общество Красного Креста).
Отдел по гражданству и миграции Партизанского РУВД помогает проживающим восстановить документы и регистрацию. А если у этих людей нет прописки, то их временно оформляет в доме ночного пребывания.
– При возможности готовим документы по переводу бездомного в дом-интернат для пенсионеров и инвалидов, где можно жить круглосуточно, – продолжает Золотухин. – Там оказывают социальную и медицинскую помощь, однако нужно оплачивать услуги заведения.
Ежегодно комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома проводит акцию «Социальный патруль». Создается группа, в которую входят социальный работник, милиционер, юрист, психолог, врач. Они посещают разные районы города, где обычно собираются бездомные и предлагают им свои услуги, а также теплую одежду и еду.
Что мешает найти работу
Павел Золотухин отмечает: общество разбаловало бездомных.
– Недавно у нас раздавали гуманитарную помощь – тушенку. За несколько минут она разошлась. Через несколько дней бездомным предложили печенье и вермишель быстрого приготовления – почти никто не заинтересовался, – замечает собеседник. – Трудиться бомжи не хотят. Большинство из них зарабатывают себе на хлеб сдачей металлолома и стеклотары. «Самыми богатыми» считаются те, кто просит милостыню.
В доме ночного пребывания бомжам содействуют в трудоустройстве. Предлагают работу дворником, санитаркой, дезинфектором, уборщицей в разных организациях, в том числе и в ночлежке. Но очень многие соискатели на это не соглашаются — козыряют высшим образованием. Да и что греха таить, не каждый работодатель готов видеть у себя в штате бездомного: сегодня и так есть сложности с обеспечением рабочими местами. По закону предприятия не обязаны бронировать вакансии для этих людей. По словам Павла Андреевича, из 46 его подопечных только 10 трудоустроены.
В 2014 году председатель Мингорисполкома Андрей Шорец предложил ввести ответственность за бродяжничество и принудительно направлять бездомных в ЛТП, чтобы привить им тягу к труду, отучить от алкоголя и вернуть в общество. Реализовать задуманное не удалось. Тем не менее сегодня рассматривают новый закон, о котором говорилось в начале материала. Говоря об этом документе, Павел Золотухин добавляет:
– Нужно ввести систему взаимной ответственности, существовавшую в Советском Союзе. Тогда на заводе к каждому алкоголику приставляли куратора, который глаз с него не спускал.
Механизм взаимодействия с данной категорией лиц в любом случае очень нужен. Ведь в ближайшее время бездомных в республике станет больше. Связано это с тем, что неприватизированное жилье перешло в разряд коммерческого. Жильцов, которые не оплачивают жировки и ведут асоциальный образ жизни, отныне выселяют.
Юлия БАЛАКИРЕВА