Эксперт: «Чем дольше человек остается самостоятельным, тем достойнее его старость»
«Старение населения, одна из наиболее значимых тенденций XXI века, представляет собой одновременно и повод для торжества, и вызов», — отметил в своем заявлении Исполнительный директор ЮНФПА д-р Бабатунде Осотимехина по случаю Международного дня пожилых людей. И это действительно так. Ведь с одной стороны развитие медицины позволяет людям жить дольше. С другой — старение имеет важные и далеко идущие экономические, социально и морально-этические последствия для государства, которые нельзя игнорировать. А значит необходимо ответить на вызов.
«Тут нельзя не сказать о важном аспекте демографического процесса старения — активном долголетии. Я бы выбрала именно такой термин, т. к. дословный перевод («active ageing» — активное старение), на мой взгляд, имеет негативную окраску, — пояснила заместитель Представителя ЮНФПА в Беларуси Елена Касько. — Чтобы лучше понять, что ООН подразумевает под этим понятием, я упомяну о предложенном исследователями и практиками Индексе активного долголетия, который позволяет измерить неиспользованный потенциал пожилых людей в разных странах».
Индекс был разработан в 2012 году в рамках Европейского года активного долголетия и солидарности между поколениями. «К сожалению, пока он в основном просчитывается для стран ЕС. Однако я уверена, что скоро придет и в наш регион, — отметила эксперт. — В Восточной Европе Молдова стала одной из первых стран, предпринявшая попытку просчитать данный индекс. И по итогам оказалось, что 70% ее населения старше 55 лет не имеют доступа к активному долголетию из-за плохого здоровья и неудовлетворительного состояния социальной сферы».
Странами-лидерами, которые обеспечивают максимально благоприятные условия для достойного старения своих граждан, являются Швеция (1 позиция), Нидерланды (3-я), Эстония (10-я), Чехия (11-я).
Оставаться самостоятельным
Индекс активного долголетия строится из 22 отдельных показателей, которые сгруппированы в четырех различных областях — занятость, участие в жизни общества, независимая, здоровая и безопасная жизнь, а также возможности и благоприятная среда для активного старения. К примеру, что касается трудовой деятельности, оценивается, в какой степени вовлечены в нее люди разных возрастных категорий (55-59, 60-64 и т.д.), насколько система предоставляет им такую возможность. Важно, занимаются ли пожилые волонтерской деятельностью по интересам, участвуют ли в заботах о детях и внуках, политически активны. Индекс также оценивает уровень независимой и автономной жизни.
«Это прекрасно, когда государством предусмотрена социальная помощь и дома проживания для пожилых, но исследования показывают, к примеру, что чем дольше человек может оставаться самостоятельным (возможно с помощью дополнительных социальных услуг), тем более достойную старость он или она имеют, — подчеркнула Елена Касько. — Умеренная физическая активность также рассматривается как признак поддержания мобильности, чтобы люди могли оставаться активными в своих сообществах. Немаловажна и доступность к качественному медицинскому и стоматологическому обслуживанию».
Любопытно, но индикатор оценивает даже тот факт, насколько местная инфраструктура приспособлена к тому, чтобы пожилой человек чувствовал себя безопасно в темное время суток – например, достаточное ли освещение около дома. Необходимо учитывать и доступность обучения для всех граждан.
Страны-лидеры индекса нашли и внедрили такие позитивные меры для обеспечения активного долголетия. В частности, Швеция достигла высокого результата во всех областях, особенно занятости, волонтерской деятельности, участии в политической жизни. Схожие успехи наблюдаются и в Нидерландах, плюс — низкий риск бедности, высокий уровень физической безопасности и непрерывного обучения.
Найти свой путь
В этом году Беларусь вместе с другими странами будет отчитываться по выполнению Мадридского международного плана действий по проблемам старения, целью которого является переход от стареющего общества к обществу для всех возрастов, активному и здоровому долголетию. Рекомендации плана сфокусированы на трех приоритетах: участие пожилых людей в развитии, обеспечение здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте, обеспечение благоприятных и позитивных условий для людей всех возрастных групп
Усилия, которые должны быть предприняты для реализации плана, разнообразны. В этом смысле важны меры и по обеспечению гендерного равенства, достойной социальной защиты пожилых, и возможности их вовлечения в экономическую и общественную деятельность в пенсионном периоде, и обеспечение возможностей обучения на протяжении всей жизни. В Беларуси существует множество примеров хороших практик по работе с пожилыми как у государственных структур (ТЦСОНы), так и успешные примеры организации Университета золотого века в Гродно, Университет третьего возраста в Минске. Недавно прошел семинар, организованный ЮНФПА, Министерством труда и соцзащиты и Международным институтом по проблемам старения ООН для представителей государственных структур, где были обсуждены возможные меры в данном направлении. Также при ЮНФПА начала действовать рабочая группа экспертов по вопросам старения населения, состоящая из представителей госорганов, ученых и других специалистов для координации усилий в данном направлении.
Активное обсуждение сегодня разворачивается вокруг темы повышения пенсионного возраста. Казалось бы, хороший способ вовлечь пожилых в трудовую деятельность. Но некоторые все же не согласны с этим и считают, что необходимо использовать другие меры.
«Люди априори принимают тот факт, что повышение пенсионного возраста — непопулярная мера. Лично мне хочется сказать на это: не надо решать за пожилых. Мировая тенденция сегодня такова, чтобы дать возможность работать тем, кто хочет и может, — пояснил старший советник Европейский центра политики и исследований в области социального благосостояния Александр Сидоренко. — Хотя, безусловно, существуют и другие походы, которые учитывают не только участие человека в оплачиваемом труде, но и вклад в экономическое благополучие семьи. Как вариант, можно компенсировать труд, который бабушки и дедушки вкладывают в воспитание внуков».
А вот единый механизм для достижения активного долголетия, отмечают эксперты, разработать нельзя. «Для этого нужно учитывать культурные и социальные особенности стран. Взять, к примеру, шведскую модель. Если внедрить ее в белорусском обществе, то эффекта не будет, т. к. есть дефицит ресурсов, — пояснил директор Международного института по проблемам старения ООН Марвин Формоза. — Я считаю, что универсальными и основополагающими должны быть следующие принципы — участие в политической жизни и независимое проживание».
Ирина ЯНУШКЕВИЧ